Последнее обновление: Четверг, 23 мая 2019, 11:41 GMT

Россия: Принять законы о защите прав людей с инвалидностью

Издатель Хьюман Райтс Вотч
Дата публикации 12 мая 2014
Цитировать как Хьюман Райтс Вотч, Россия: Принять законы о защите прав людей с инвалидностью, 12 мая 2014, доступ по следующему адресу: https://www.refworld.org.ru/docid/5370c6d84.html [последняя дата доступа 24 мая 2019]
ОговоркаДанный документ не является публикацией УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет за нее ответственности и не обязательно одобряет ее содержание. Мнения, изложенные в данной публикации, принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отображают взгляды УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или государств-членов.

Российская Госдума должна принять поправки, призванные защитить права людей с инвалидностью, заявила Хьюман Райтс Вотч. Парламенту также следует инициировать дополнительные изменения в законодательстве в интересах защиты прав людей с когнитивной инвалидностью и обеспечения эффективного исполнения законодательства.

В мае текущего года в нижней палате российского парламента запланировано рассмотрение пакета поправок в 25 федеральных законов в области прав людей с инвалидностью. Они включают запрет дискриминации по мотивам инвалидности и расширенный список мер по обеспечению физической доступности общественного транспорта и других объектов.

«Предлагаемые поправки еще на один шаг приближают Россию к прекращению социальной изоляции людей с инвалидностью, - говорит Андреа Маццарино, исследователь Отделения Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии, которая занимается правами людей с инвалидностью. - Запрет дискриминации по признаку инвалидности помогает заложить фундамент более инклюзивного общества».

Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов в сентябре 2012 г., обязавшись искоренить дискриминацию и обеспечить людям с инвалидностью, среди прочего, доступность инфраструктуры и услуг.

Предлагаемые поправки уточняют «условия доступности», в которых нуждаются многие люди с физической и сенсорной инвалидностью, чтобы вести самостоятельный образ жизни. Например, слабослышащим должен быть обеспечен доступ к автоматическим текстовым сообщениям на железнодорожных станциях с информацией о расписании, стоимости проезда и расписании работы касс. Всем лицам с инвалидностью должен быть обеспечен беспрепятственный доступ в помещения для голосования и, при необходимости, оказание там помощи.

Однако предлагаемые поправки не ликвидируют ряд ключевых пробелов в законодательстве. Прежде всего - не предполагается законодательное обеспечение распространения на людей с интеллектуальной и психосоциальной инвалидностью и особенностями в развитии действие гарантий, льгот и услуг, предусмотренных для людей с физической и сенсорной инвалидностью по базовому закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и другим профильным законам.

«Мы общались в России с детьми с синдромом Дауна, которым администрация общеобразовательных школ отказывала в зачислении, не считая их способными нормально учиться и не будучи юридически обязанной зачислять их, - говорит Андреа Маццарино. - Нынешние поправки должны прямо включать условия доступности, учитывающие нужды людей со всеми типами инвалидности».

В поправках также отсутствуют указания на то, как правительство намерено обеспечивать исполнение законодательства о доступности. В настоящее время эти вопросы отнесены к компетенции региональных и городских властей, а конкретные обеспечительные механизмы не прописаны.

В качестве примера можно привести ситуацию Николая Титкова- молодого человека с физической инвалидностью из Подмосковья, который остается фактически запертым в недоступной квартире в, хотя в 2012 г. он выиграл суд, обязавший местные власти обеспечить его доступным жильем. Дело Титкова и другие дела, связанные с отсутствием доступности для людей с инвалидностью в разных регионах России, были документированы Хьюман Райтс Вотч в тематическом докладе, опубликованном в сентябре 2013 г.

«Антидискриминационная норма - это важный шаг к обеспечению прав российских граждан с инвалидностью, но слишком часто гарантии существуют только на бумаге, - говорит Андреа Маццарино. - Госдума должна рассмотреть возможность дополнительных поправок, обеспечивающих действенность законодательства о правах людей с инвалидностью, чтобы реально улучшить их положение».

Нынешние поправки продолжают серию важных реформ, предпринятых российскими властями в 2013 - 2014 гг. по улучшению ситуации с правами людей с инвалидностью. Одним из последних шагов стал зарегистрированный Минюстом в апреле приказМинтруда о требованиях к оборудованию рабочих мест для инвалидов. В феврале московские власти обещалидо конца года оборудовать 38 станций метро шуц-линиями по краю платформ, чтобы облегчить ориентирование слабовидящим.

Еще одной важной инициативой московских властей по повышению доступности транспорта стало начало внедрения с ноября 2013 г. системы GPS-навигации для незрячих по обеспечению доступа через смартфон к информации о расписании движения и остановках наземного транспорта.

«При должном исполнении новых поправок и распространении гарантий на людей со всеми типами инвалидности Россия еще больше продвинется по пути обеспечения прав людей с инвалидностью в России», - говорит Андреа Маццарино.

В своем прошлогоднем докладе «Вездесущие преграды. Отсутствие доступности для людей с инвалидностью в России» Хьюман Райтс Вотч документировала препятствия, с которыми сталкиваются люди с различными типами инвалидности из шести разных городов. Мы призывали российское правительство создать реальные механизмы для обеспечения исполнения законодательства о правах людей с инвалидностью, реализовывать в программах и госполитике право на доступ к инфраструктуре и услугам для людям с интеллектуальной и психосоциальной инвалидностью и особенностями в развитии, а также отдельно запретить дискриминацию по признаку инвалидности.

Искать на Refworld