Поддержка детей-инвалидов в общеобразовательных школах Молдовы

На первой встрече сообщества родителей детей-инвалидов в Молдове ранее в этом году Людмила Павловши рассказала о своем разочаровании, которое она испытала, когда ее дочери Дарье отказали в предоставлении места в общеобразовательном учреждении.

"Я хочу, чтобы мой ребенок ходил в детский сад общеразвивающего вида и имел возможность получить качественное образование. Однако, несмотря на законодательство, поддерживающее инклюзивное образование для детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях, и несмотря на все мои усилия, нас исключили из детского сада", - сказала Павловши.

При финансовом содействии Европейского союза в мае этого года Управление ООН по правам человека помогло создать сообщество родителей, чтобы помочь обеспечить инклюзивное образование для их детей в соответствии с международным правом.

Управление поощряло активность родителей и содействовало им в правозащитных инициативах, включая направление петиции в Министерства образования; здравоохранения; и труда, социальной защиты и семьи. Петиции касались основных проблем, с которыми столкнулись дети и их родители, включая нехватку услуг по реабилитации и терапии для детей с аутизмом, потребность в личном помощнике как услуги поддержки в системе инклюзивного образования; и доступ к предметам личной гигиены. Сотрудники Управления по правам человека также оказали поддержку в отдельных случаях поиска мест в общеобразовательной школе.

Усилия родителей, детей и сотрудников по правам человека увенчались успехом. В начале учебного года в сентябре 2014 г. 22 ребенка, чьи родители входят в сообщество, были приняты в общеобразовательные школы и детские сады.

Дарья была среди тех, кому предоставили место.

"Сейчас моя дочь счастлива. Ее принимают другие дети, и они не замечают ее отклонений. Они воспринимают ее как талантливую и дружелюбную девочку. Она счастлива, и у нее есть друзья в саду. Она может развиваться в рамках своих способностей и потребностей. Каждый ребенок в нашей стране, в независимости от его или ее способностей или инвалидности, должны иметь возможность быть частью общества, начиная с детского сада. В то же время каждый родитель должен знать о праве их ребенка на образование в инклюзивной среде", - отметила Павловши.

Для тех семей, чьи дети сейчас в общеобразовательных учреждениях, сотрудники по правам человека помогли с процессом интеграции и предоставили школам техническое руководство для содействия внедрению принципов инклюзивного образования в учебную программу.

Клод Кан из Управления ООН по правам человека приветствовал принятие детей в местные школы и сады: «Инклюзивное образование для детей-инвалидов в Республике Молдова находится на решающей стадии. Успех сообщества показывает, что деятельность родителей и детей может изменить ситуацию. Без них права этих детей остались бы иллюзией».

Кан отметил, что достижения сообщества отражают взаимодействие с политической системой Молдовы, которая все больше поддерживает инклюзивное образование.

Министерство образования разработало правовые и политические инструменты для интеграции и поддержки детей в общеобразовательной среде, включая структуру для психологической и педагогической помощи. В то же время были выпущены новые антидискриминационные законы, которые оспаривают дискриминацию в отношении детей-инвалидов, в том числе в сфере образования.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.