Армения борется с пытками в полиции

Армения планирует внести поправки в законодательство и переформулировать термин «пытка» с тем, чтобы он соответствовал международным стандартам, и упростить процедуру преследования в судебном порядке обвиняемых в этом преступлении сотрудников полиции.

IWPR выяснил, что поправки к Уголовному кодексу будут внесены в соответствии Конвенцией ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а для правонарушителей будет предусмотрено тюремное заключение сроком от четырех до восьми лет.

В заявлении в ответ на запрос IWPR в министерство юстиции Армении подчеркнуто, что законопроект находится на рассмотрении правительственных ведомств и работа над ним пока далека от завершения. Но в существующей форме он требует от государства выплаты жертвам компенсации в размере трех миллионов драмов (около 6 миллионов долларов США).

По результатам всестороннего опроса Пытки в Армении в 2013-2014 годах, проведенного Институтом гражданское общество, выяснилось, что пытки широко применяются в полиции для получения признательных показаний у подозреваемых. Освобождение под залог является редкой практикой, и поэтому подозреваемые могут находиться в предварительном заключении по несколько месяцев. По имеющимся планам, заключение должно рассматриваться в качестве крайней меры, но пока этого не произошло. (Смотрите: Армения реформирует правила содержания под стражей)

По мнению председателя НПО Институт гражданского общество Армана Даниеляна: «Если пытки в Армении будут искоренены, то наша полиция не сможет раскрыть ни одного дела. В полиции сегодня есть нехватка и профессионализма и технических средств».

В прошлогоднем докладе Офиса омбудсмена указано, что наиболее часто применяемыми пытками являются избиение пластиковыми бутылками, наполненными водой, удушения полиэтиленовыми пакетами и наручниками. Такие пытки причиняют боль, не оставляя никаких следов на теле.

Пытки запрещены Конституцией Армении и Уголовным кодексом, хотя на данный момент для начала расследования жертва должна подать жалобу против преступника. Это противоречит конвенции ОНН, которая требует от государства проведения расследования, как только для этого появятся убедительные основания. Предлагаемые поправки должны изменить это.

Сотрудники полиции и другие госслужащие подвергаются судебному преследованию по отдельным положениям Уголовного кодекса, связанным со злоупотреблением властью. Данные прокуратуры Армении указывают на то, что даже эти не столь тяжкие преступления редко доходят до суда. Из 82 жалоб, поданных в прошлом году, уголовные дела были возбуждены только по 68, но до суда дошло только одно дело «о злоупотреблении властью».

В отчете, опубликованном в начале этого месяца, комиссар по правам человека Европейского Совета Нильса Муйжниекс пояснил, что формулировка термина «пытки» в Уголовном кодексе «не распространяется на преступления, совершаемые госслужащими, а только на те, в которых правонарушителями являются отдельно взятые лица».

«Как следствие, сотрудники правоохранительных органов или служб безопасности Армении никогда не были осуждены за применение пыток. Если даже сотрудники полиции и следователи призываются к ответственности за применение жестокости, то обвинение и обвинительный приговор выносятся за сравнительно меньшие по тяжести преступления. Например: злоупотребление или превышение полномочий. Лица, осужденные по таким статьям, были освобождены по амнистии», - говорится в докладе.

Адвокат, защищающий интересы жертв пыток, Лусине Саакян сказала IWPR, что «если даже полиция подготавливает материалы по делам пыток, а потом Специальная следственная служба возбуждает уголовное дело, все равно - мы изначально знаем, что впоследствии дело будет закрыто, поскольку судебная система в Армении в целом не готова бороться с жестоким обращением».

Одно громкое дело, которым занимается Саакян, должно получить большую огласку, поскольку накануне оно было подано в Европейский суд по правам человека. Это дело юриста и координатора сайта Armenia Today Аргишти Кивиряна. Ему не удалось добиться того, чтобы в суде Армении была рассмотрена его жалоба о том, что во время демонстрации он был избит в полицейской машине. Более того против него было возбуждено уголовное дело за нападение на сотрудников полиции.

Саакян заявляет, что это дело не является единичным. Она отметила, что еще одной проблемой являются аресты, жестокое обращение и жесткое психологическое давление на родственников подозреваемых.

Европейский Комитет по предупреждению пыток после визита в мае 2014 года сообщил о бедственном положении в тюрьмах, о котором говорится и в докладе Муйжниекса, опирающемся на его поездку в Армению в октябре.

Даниелян согласен с Саакян в том, что ежегодные доклады, публикуемые Комитетом, свидетельствуют о том, что никакого прогресса достигнуто не было.

Офис омбудсмена порекомендовал выполнение ряда практических реформ, таких как установление камер наблюдения в комнатах для допросов и обеспечение того, что признания, полученные путем пыток не будут использованы на суде.

Новый Уголовный кодекс, находящийся на рассмотрении парламента, должен решить некоторые из этих вопросов, но, по мнению Саакян, он тоже не является выходом.

«Судьи должны действительно исполнять свою функцию, исключив принятия решений о не возбуждении уголовных дел по фактам пыток, быть последовательными при получении сигнала о случаях пыток, - сказала Саакян. - В таком случае, поверьте, и прокуратура и полиция будут вынуждены действовать в рамках закона».

Даниелян считает, что общество стало более нетерпимо к пыткам. Согласно опросу проведенному Институтом гражданского общества в прошлом году, пытки со стороны сотрудников полиции являются неприемлемыми для 69 процентов респондентов, в 2013 году этот показатель составлял 62%. Но число тех, кто считает, что пытки являются обычным способом «наказания преступников» по сравнению с прошлым годом выросло с трех до пяти процентов.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.