Последнее обновление: Среда, 11 декабря 2019, 09:34 GMT

Армения: сможет ли обновленное ведомство победить коррупцию?

Версия на английском Will Rejigged Agency Dent Corruption in Armenia?
Издатель Институт по освещению войны и мира
Автор Лилит Аракелян
Дата публикации 16 апреля 2015
Индекс документа CRS Issue 773
Цитировать как Институт по освещению войны и мира, Армения: сможет ли обновленное ведомство победить коррупцию?, 16 апреля 2015, CRS Issue 773, доступ по следующему адресу: https://www.refworld.org.ru/docid/55633af64.html [последняя дата доступа 15 декабря 2019]

По итогам реформ, в состав Антикоррупционного совет впервые войдут представители оппозиции и НПО, но руководить им вновь будет премьер-министр.

«Борьба с коррупцией должна стать более эффективной и реализоваться более активно », - заявил министр юстиции Армении Ованнес Манукян после того, как стало известно о реформировании Антикоррупционного совета с тем, чтобы сделать его более обширным.

Но эксперты сомневаются, что реформирование ведомства поможет борьбе с коррупцией, которая поразила систему.

О создании нового Антикоррупционного совета было объявлено на правительственном заседании 19 февраля.

«Мы изменили формат совета и здесь превалирующую роль будут играть представители невластных структур, - сказал IWPR замминистра юстиции Сурен Крмоян. - Оппозиция может представлять свою точку зрения, принимать участие в разработке стратегии, утверждении и контролю за ее реализацией. Это одна из гарантий эффективности».

На самом деле невластные структуры не будут представлять большинства. Пять из 14 мест в совете будут предоставлены оппозиционным фракциям, а еще два НПО.

Как и раньше, советом будет руководить премьер-министр - Овик Абраамян.

Планы по созданию совета были отправлены оппозиционным партиям и как только они дадут согласие на вступление, начнется отбор членов, вероятно в мае.

Как и прежнем совете, в этом тоже будет «мониторинговый комитет» для наблюдения за его деятельностью и предоставления рекомендаций по ее усовершенствованию.

Какие бы надежды не возлагались на новое ведомство, судя по предыдущему опыту, бороться с коррупцией практически невозможно.

Действующий Антикоррупционный совет, укомплектованный представителями власти, был создан в 2004 году в рамках первой из трех стратегий, предназначенных для борьбы со взяточничеством.

Руководитель НПО Ереванский Антикоррупционный центр Марат Атовмян к реформам Антикорупционного совета относится критично. Помимо всего прочего, по сравнению со многими аналогичными ведомствами в других странах, совет очень маленький и двух мест для представителей НПО недостаточно для того, чтобы иметь хоть какое-нибудь значение.

«Число сотрудников антикоррупционного органа Латвии составляет 130 человек, а в Гонконге он насчитывает 65 сотрудников, - сказал он. - У нас же экспертная команда будет состоять всего из 4-5 человек».

Атовмян указывает, что после ратификации конвенции ООН по борьбе с коррупцией, в Армении должен быть создан орган «независимый как с точки зрения статуса, так и финансово».

«У нас до сих пор нет подобного органа», - сказал он.

По словам Атовмяна, его центр выдвинул предложения по созданию действительно независимого органа, подобного институту омбудсмена, который обладал бы правовыми полномочиями. «Однако мы получили отрицательный ответ», - сказал он.

Согласно Транспаренси интернейшнл, вполне вероятно, что рядовые жители Армении сталкиваются с коррупцией, когда им приходится иметь дело с госслужащими, представителями судебной системы или сферы здравоохранения. Более того система, бизнес и политика тесно взаимосвязаны, а несанкционированные операции и непотизм на этом уровне редко придаются огласке.

По индексу восприятия коррупции, составленному Транспаренси интернейшнл, рейтинг Армения понизился, и среди 175 стран она заняла 94 место.

«Как в количественном, так и в качественном отношении не было никаких изменений или прогресса», - сказал IWPR руководитель Транспаренси интернейшнл Армения Варужан Октанян.

По словам Октаняна, место, которое Армения заняла в индексе восприятия коррупции, является верным признаком страны с «серьезной и системной» коррупцией.

Оппозиционные партии заявляют, что реформирование Антикорупционного совета, совета не более чем имитация того, что власть занимается этой проблемой.

По мнению депутата парламентской фракции АНК Арама Манукяна правительство пытается «обмануть международное сообщество и получить дополнительные средства, показывая, что реализует антикоррупционную программу».

Манукян отметил, что каждое новое наступление в борьбе с коррупцией привлекает финансирование от благосклонных доноров.

Трудно найти данные об общем объеме зарубежной помощи, предоставленном Армении на борьбу с коррупцией и смежные программы.

Агентство международного развития США в 2007-2011 годах выделило для осуществления антикоррупционной программы 9,8 млн долларов , а еще 6,7 млн на программу налоговых реформ 2012-2006 годов, которая предназначена для того, чтобы система была менее подвержена коррупционным рискам.

Европейский Союз в течение 2011-2014 годов выделил на два антикоррупционных проекта порядка 1,5 млн евро, а к 2017 году ЕС планирует инвестировать более 20 млн евро на реформы в сфере системы правосудия и общественного управления.

Критики заявляют, что загнивание начинается сверху и пока это не изменится, не может быть достигнуто никакого результата.

«Мы регрессируем в сторону коррумпированных стран, - сказал Манукян. - Глубинная причина лишь одна - верхние звенья власти отдают негласный приказ быть коррумпированными. А если верхние звенья власти коррумпированы, то нижние не могут не быть таковыми».

Манукян говорит о коррупционной «пирамиде», которую необходимо разрушать сверху вниз.

Член правящей Республиканской партии, руководитель постоянной парламентской комиссии по государственно-правовым вопросам Ованнес Саакян оправдывает существующее положение в Армении.

«В государственном аппарате стали принимать на работу больше достойных людей и увольнять тех, кто поступил на службу по знакомству или благодаря родственным связям, и не справлялся со служебными обязанностями. За последние годы есть ощутимые результаты и в системе прокуратуры, уголовно-исправительных учреждениях, и в системе образования».

Искать на Refworld

Страны