Последнее обновление: Вторник, 15 октября 2019, 08:15 GMT

Азербайджан: Будут ли отдельные пляжи для женщин «позитивной дискриминацией»?

Издатель Информационный ресурс ЕвразияНет (EurasiaNet)
Дата публикации 10 сентября 2015
Цитировать как Информационный ресурс ЕвразияНет (EurasiaNet), Азербайджан: Будут ли отдельные пляжи для женщин «позитивной дискриминацией»?, 10 сентября 2015, доступ по следующему адресу: https://www.refworld.org.ru/docid/55f68c114.html [последняя дата доступа 20 октября 2019]
ОговоркаДанный документ не является публикацией УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет за нее ответственности и не обязательно одобряет ее содержание. Мнения, изложенные в данной публикации, принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отображают взгляды УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или государств-членов.

Контраст между светской ориентацией правительства Азербайджана и растущей набожностью населения страны стал особо заметен в прибрежном городе, расположенном в часе езды от иранской границы.

Стоящий на побережье Каспийского моря город Ленкорань с населением 80 тыс человек в последние десятилетия приобрел репутацию бастиона набожности. Также этот населенный пункт известен обилием великолепных пляжей.

Большинство местных женщин, соблюдая каноны традиционного шиизма, стараются не показываться в купальниках в обществе мужчин. Поэтому особ женского пола на пляжах Ленкорани особо не увидишь.

«Хотя я знаю, что солнце полезно для здоровья, на пляжи я все равно не хожу, - сказала 28-летняя студентка школы бизнеса Нигар Гейдарли. - Я считаю это аморальным. Шайтан повсюду».

Одна местная школьная учительница лет сорока с небольшим высказала схожее мнение. «Показывать мужчинам свое тело противоречит нашей вере, и мы предпочитаем не ходить плавать, чтобы избежать греха», - объяснила она.

В начале августа 33-летний юрист из Ленкорани Садраддин Казимов предложил идею, которая, по его замыслу, могла бы дать женщинам возможность ходить на пляж, при этом не нарушая местные традиции: он призвал построить высокие заборы на общественных пляжах, разделяющие их на мужские и женские секторы.

«Это наша религия, и у нас есть право следовать религиозным правилам, - написал он 1 августа в Facebook. - Загорать полезно для здоровья. Правительство обязано заботиться о нашем здоровье и соблюдении наших прав».

Заметка Казимова вызвала живой интерес в азербайджаноязычных СМИ и активные дебаты в Facebook. Он теперь подумывает об учреждении официальной организации, которая будет продвигать идею о построении заборов на пляжах.

Правительственные чиновники в Баку пока публично не прокомментировали предложение Казимова. Замглавы администрации Ленкорани Мохуббет Бабаев сказал EurasiaNet.org, что его ведомство рассмотрит предложение о разделении пляжей, когда оно будет подано в официальной форме. В 2017 году Азербайджан будет принимать международные Игры исламской солидарности.

В неофициальных беседах некоторые избранные должностные лица, считающиеся сторонниками администрации президента Ильхама Алиева, не особо позитивно отзываются о данной идее, отмечая, что воплощение ее в жизнь нанесет ущерб светскому имиджу государства.

«Азербайджанские женщины всегда были лидерами исламского и тюркского мира на Западе, - сказал Асим Моллазаде, депутат парламента и глава Партии демократических реформ, позиционирующей себя в качестве «конструктивной оппозиции». - Заворачивать их [в хиджабы] и ограничивать их закрытыми пляжами - это неправильно».

По утверждению Казимова, разделение пляжей не означает, что он и его сторонники пытаются скопировать иранскую модель. «Мы просто хотим дать [женщинам] возможность расслабиться летом», - сказал он.

Известный теолог Эльшад Мири, владеющий двумя религиозными периодическими изданиями в Баку, назвал идею разделения пляжей на мужские и женские «позитивной дискриминацией».

«Мужчины и женщины играют в футбол отдельно, на турнирах по боксу мужчины и женщины также выступают отдельно, - сказал он. - Всегда должна быть альтернатива. Это право религиозных людей, которое надо уважать».

Высказывая схожую точку зрения, директор Южного ресурсного центра по правам человека Эсмира Турхида отметила, что многие женщины в Ленкорани «также хотят, чтобы открыли отдельное кафе, чайную для женщин, где они могли бы комфортно себя чувствовать. Это не означает, что люди в нашем районе не современные. Нет. Просто у нас собственная культура и моральные ценности, которые мы хотим сохранить».

Пока общественные кампании в поддержку расширения свободы отправления религиозного культа сталкивались с решительным противодействием властей. Например, в 2011 году демонстрации сторонников ношения хиджабов в государственных учебных заведениях были разогнаны правоохранительными органами.

Хотя число носящих хиджабы азербайджанок в последние годы увеличилось, в Азербайджане, по всей видимости, ни один магазин не продает так называемые «буркини» - рубашки по колено с длинными рукавами и капюшоном в комплекте с леггинсами из того же материала. Но Казимов не считает, что подобная одежда решит проблему. «Нет гарантии, что мужчины не будут нападать на этих женщин из-под воды, если те отплывут подальше от берега», - сказал он.

Судя по всему, данный вопрос беспокоит не только его. По словам теолога Мири, отсутствие подходящих для мусульман пляжей в Азербайджане заставляет некоторых богатых азербайджанцев отправляться на летний отдых в арабские страны и селиться в гостиницах с пляжами и бассейнами только для женщин.

64-летний местный журналист Мустаджаб Маммадов заявил, что обсуждение темы возведения заборов на пляжах отражает глубоко религиозные взгляды большинства населения региона, и их не следует считать признаками распространения радикальных идей. Он добавил, что в некоторых селениях мужчины и женщины уже ходят на пляжи в разное время дня, чтобы не видеть друг друга в купальных костюмах.

«Люди [в Ленкорани] всегда были религиозными», даже когда в советские времена активно продвигался атеизм, сказал он.

Искать на Refworld

Страны