Литва: латвийскому активисту запрещен въезд

Власти Литвы на пять лет запретили латвийскому правозащитнику въезжать на территорию страны, ограничивая его работу, заявила Хьюман Райтс Вотч.

Как рассказал Хьюман Райтс Вотч Александр Кузьмин, о запрете его проинформировали 24 августа 2015 года по прибытии в Клайпеду — город на литовском побережье, куда он приехал для участия в международной конференции. Кузьмин — член правления Латвийского комитета по правам человека (ЛКПЧ). Эта неправительственная организация отстаивает права национальных меньшинств в Латвии, занимаясь, среди прочего, такими вопросами, как их юридический статус и жилищные права.

«В демократических обществах правозащитники играют важную роль, — говорит исследователь Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии Таня Купер. — У властей Литвы нет никаких оправданий для вмешательства в законную правозащитную работу Кузьмина».

Право правозащитников заниматься своей работой охраняется ооновскими и европейскими нормами, отметила Хьюман Райтс Вотч. Власти Литвы должны немедленно отменить запрет и выполнить свои обязательства в отношении правозащитников.

По словам Кузьмина, 24 августа на выходе с автовокзала Клайпеды к нему подошли два сотрудника литовского миграционного департамента, стали задавать вопросы о том, куда он приехал и каковы цели его визита в Литву, обыскали багаж. Они сообщили Кузьмину, что литовскими властями принято решение запретить ему въезд в страну на пять лет — до 20 августа 2020 года. Под угрозой ареста они велели ему покинуть Литву до конца дня, что он немедленно и сделал.

Сотрудники миграционного департамента вручили Кузьмину уведомление без каких-либо существенных объяснений, что ему запрещен въезд в Литву и нахождение на ее территории в соответствии с частью 21 статьи 133 закона «О правовом положении иностранных лиц». Статья гласит, что гражданам стран — членов Европейского союза может быть отказано во въезде в страну в случаях, когда их «прибытие в Литовскую Республику и нахождение в ней представляло бы угрозу для государственной безопасности или общественного порядка».

Двух других участников конференции, один из которых гражданин, а другой — резидент Латвии, также по прибытии отдельно проинформировали о запрете им на въезд.

Конференция «Этнонационализм — угроза безопасности и стабильности в мире», на которую они прибыли, должна была проходить 25 и 26 августа, и в том числе по видеосвязи с некоторыми из участников. По словам Кузьмина, из-за запретов на въезд конференцию пришлось сократить до одного дня.

Хьюман Райтс Вотч считает, что запрет на въезд был вынесен с нарушением законодательства Европейского Союза, в частности директивы ЕС о свободном передвижении лиц (2004/38/EC), которая гарантирует свободу передвижения гражданам ЕС в других странах Евросоюза.

Хотя директивой предусматриваются исключения в редких обстоятельствах для обеспечения национальной безопасности, согласно ей, страна должна обосновать запрет, сообщить человеку его причины на том языке, который он понимает, и позволить обжаловать его.

Уведомление о запрете на въезд было вручено Кузьмину только на литовском языке, которым он не владеет. В уведомлении ничего не говорится о том, какими доказательствами литовские власти руководствовались, запрещая ему въезд, и как он может обжаловать это решение.

Отвечая на запрос Хьюман Райтс Вотч об этом деле, департамент миграции при Министерстве внутренних дел в своем письме от 14 сентября объяснил, что Кузьмин не получил уведомления о запрете на въезд раньше, потому что «отсутствовала информация о его месте жительства».

Как говорилось в письме, для того, чтобы понять почему его считают серьезной угрозой национальной безопасности и общественному порядку Литвы, Кузьмин должен прислать в департамент миграции запрос по почте, приложив «копию паспорта с нотариальным заверением или его эквивалентом». Представители властей отказались называть причины запрета на въезд Кузьмина в страну, сославшись на национальное законодательство о неприкосновенности частной жизни, и не отреагировали на просьбу прокомментировать соответствие своего решения правовым нормам ЕС в области свободы передвижения.

В Руководящих принципах по защите правозащитников, подготовленных Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), указывается на обязанность государств соблюдать свободу передвижения правозащитников и на необходимость того, чтобы должностные лица на территории своей страны способствовали работе правозащитников.

Согласно Декларации ООН о правозащитниках, от стран не только требуется уважать и поддерживать работу правозащитников, но и возлагается обязанность делать все от них зависящее, чтобы не допускать мести за ведение законной правозащитной деятельности. Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад аль-Хусейн недавно предостерег страны от невыполнения своих обязательств по защите правозащитников, так как это «подрывает национальную безопасность, национальное процветание и наш общий прогресс».

«Властям Литвы следует отменить запрет на въезд Кузьмина в страну и провести расследование причин для такого запрета, — говорит Купер. — Необходимо, чтобы Кузьмин мог заниматься своей работой без неправомерного и произвольного вмешательства».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.