Саммит на полях ООН: Скорректировать законы об ответственности за участие в террористической деятельности за рубежом

Участники организуемого США контртеррористического саммита должны обеспечить соответствие международным стандартам прав человека нормативно-правовых мер, призванных пресекать участие граждан в деятельности зарубежных экстремистских группировок. 29 сентября 2015 г. президент США Барак Обама на полях сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке будет принимать саммит с участием более 100 мировых лидеров.

Законы или нормативные положения, направленные на противодействие участию граждан в террористической деятельности за рубежом, приняты более чем в 30 странах, в большинстве случаев – после обращения в сентябре 2014 г. к этой проблеме Совета Безопасности ООН в его резолюции 2178. Хьюман Райтс Вотч по результатам исследований установлено, что расширительные формулировки такого законодательства чреваты преследованием представителей определенных религиозных общин, удушением мирного выражения инакомыслия, неоправданным ограничением свободы передвижения или возможностью длительного содержания подозреваемых под стражей без предъявления обвинения.

«Правительства обязаны защищать общество от насилия со стороны экстремистских группировок, но это не означает, что при осуществлении защиты можно попирать основополагающие права человека, - говорит Летта Тэйлер, старший исследователь Хьюман Райтс Вотч по вопросам терроризма и контр-терроризма. – Мировые лидеры должны заявить о готовности оперативно скорректировать так называемые законы об иностранных боевиках-террористах, чтобы эти законы не превращались в инструмент репрессий».

Резолюция 2178 обязывает всех членов ООН обеспечивать, чтобы во всех внутригосударственных законах и нормативных положениях выезд или попытка выезда за рубеж с целью участия или прохождения подготовки в зарубежной террористической организации квалифицировались как «достаточно серьезные уголовные правонарушения». Государства также должны в уголовном порядке преследовать вербовку и финансирование иностранных боевиков-террористов, обмениваться информацией о предполагаемых иностранных боевиках-террористах и разрабатывать программы по противодействию насильственному экстремизму.

С 2013 г. по меньшей мере в 33 странах были приняты законы или нормативные положения, направленные на предупреждение и пресечение выезда граждан за рубеж для участия в вооруженных экстремистских группировках. В 24 из них такие меры были приняты после появления резолюции СБ ООН 2178.

Мировые лидеры должны воспользоваться случаем, чтобы оценить выполнение резолюции 2178, обеспечив, чтобы действия отдельных государств соответствовали ее положениям о необходимости соблюдения международных норм о правах человека и гуманитарного права, отмечает Хьюман Райтс Вотч.

В резолюции 2178 указывается, что принимаемые государствами меры должны соответствовать их обязательствам в области прав человека. Однако отсутствие в ней определения «терроризма» или «террористической деятельности» оставляет правительствам широкий коридор для использования или сохранения определений, чреватых криминализацией мирного выражения инакомыслия и реализации других основополагающих прав.

Например, в саудовских антитеррористических законах и нормативных положениях 2014 г. в перечень преступлений «террористической направленности» включено «нанесение ущерба репутации государства» без признаков насилия, а также «участие в конференциях, семинарах или встречах внутри страны или за рубежом, направленных на подрыв общественной безопасности или возбуждение розни в обществе».

Беспокойство вызывают и некоторые нормы, введенные в демократических странах. Британское законодательство 2014–2015 гг. позволяет властям лишать гражданства натурализованных лиц, осужденных за террористические преступления за рубежом, - даже если в результате этого они остаются без какого бы то ни было гражданства. Также под одному лишь подозрению в участии в террористической деятельности за рубежом человеку может быть закрыт въезд в Соединенное Королевство на срок до двух лет. Подобные меры чреваты произвольным отказом в основополагающем праве возвращаться в страну гражданской принадлежности.

В Германии на основании закона 2015 г. власти могут изымать паспорта и удостоверения личности граждан, которых рассматривают как источник угрозы безопасности, и заменять их документами с отметкой «Недействительно для поездок за пределами ФРГ». Критики этой нормы говорят, что такие документы приводят к стигматизации их обладателей.

В некоторых странах продлено или восстановлено длительное содержание под стражей без обвинения или суда. Неконкретный и расширительный малазийский закон о безопасности 2015 г. восстанавливает двухлетнее содержание под стражей без суда с неопределенным числом двухлетних продлений – в том числе по подозрению в связях с зарубежными террористическими группами.

В Таджикистане в 2015 г. был введен запрет на совершение хаджа гражданами моложе 35 лет. Хьюман Райтс Вотч считает, что это избыточно ограничивает свободу религии.

Совет Безопасности ООН должен отдельной резолюцией потребовать, чтобы определения «терроризма» и «террористической деятельности» в полной мере соответствовали международным нормам о правах человека, беженскому и гуманитарному праву, отмечает Хьюман Райтс Вотч. В частности, из таких определений следовало бы исключить действия, в которых отсутствуют элементы умысла на причинение смерти или тяжких телесных повреждений либо на захват заложников.

«Резолюция Совбеза об 'иностранных боевиках-террористах' развязывает правительствам руки, чтобы по собственному усмотрению 'назначать' террористом любого, кого они сочтут нужным, - говорит Летта Тэйлер. - Вместо того чтобы делать мир безопаснее, репрессивные меры могут способствовать радикализации представителей 'групп риска' и подтолкнуть их к участию в экстремистских группировках».

Страны, где с 2013 г. приняты законы или нормативные положения по предупреждению и пресечению участия граждан в террористической деятельности за рубежом:

Австрия, Австралия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Канада, Камерун, Чад, Дания, Египет, Франция, Германия, Италия, Ирландия, Иордания, Казахстан, Кения, Ливия, Македония, Малайзия, Марокко, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Пакистан, Россия, Саудовская Аравия, Испания, Швейцария, Таджикистан, Тунис, ОАЭ, Великобритания, Узбекистан.

Страны, где планируется принятие новых или дополнительных мер:

Албания, Австралия, Болгария, Канада, Китай, Кувейт, Латвия, Черногория, Нидерланды, Норвегия, Сербия, Швеция, Великобритания.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.