Афганская женщина-губернатор не поддается угрозам

Сима Джойенда ожидала, что ей придется столкнуться с сопротивлением, когда ее назначили губернатором в консервативной и бедной провинции в центральном Афганистане. Однако четыре месяца спустя после назначения губернатором Гора Сима Джойенда говорит, что призывы к ее отставке переросли в угрозы ее жизни.

Сима Джойенда, одна из двух женщин-губернаторов в Афганистане, оказалась в центре протестов. Одним из последних стала демонстрация 18 октября, организованная ее политическими оппонентами в столице провинции Фироз Кохе. В верхней палате парламента призывают пересмотреть назначения, чтобы предотвратить ухудшение ситуации по безопасности в провинции.

В то же время Сима Джойенда вызвала критику со стороны правозащитников в своей стране и за рубежом, после того как поддержала недавнее наказание плетью молодой пары, обвиненной в прелюбодеянии, сказав, что приговор был вынесен в соответствии с Конституцией.

УГРОЗЫ ЖИЗНИ

В интервью Афганской редакции Азаттыка после демонстрации против нее Сима Джойенда заявила, что «вооруженные командиры», которых она назвала «хулиганами», угрожают ей и ее семье.

- Я боюсь, что они убьют меня или членов моей семьи. Они могут это сделать, потому что у них есть сила и оружие, - говорит Сима Джойенда, не раскрывая ни имена членов своей семьи, которым угрожают, ни то, когда ей поступили эти угрозы. 44-летняя мать девятерых детей говорит, что «вооруженные командиры» требуют, чтобы она ушла с должности губернатора Гора.

В числе участников акции протеста 18 октября - второй по счету за последнюю неделю - были члены совета провинции Гора, которые обвиняют Симу Джойенду в некомпетентности и неспособности решать проблемы провинции. Критики обвиняют ее в том, что она не смогла обуздать растущие угрозы безопасности в провинции и улучшить благосостояние ее жителей. Сима Джойенда говорит, что за призывами к ее отставке стоит только одна настоящая причина - то, что она женщина. Депутат от провинции Гор Мохаммад Давуд Гафари, выступая в верхней палате парламента на этой неделе, развеял все сомнения.

«Женщина не может управлять одним миллионом человек. В Горе идет конфликт, никто не слушает мужчину, а женщину и подавно», - сказал Мохаммад Давуд Гафари 6 октября агентству Pajhwok Afghan News.

ПРОТИВ КОНСЕРВАТОРОВ

Сима Джойенда была назначена на должность в июне афганским правительством, пообещавшим назначить больше губернаторов-женщин в ходе своей предвыборной кампании около года назад. С тех пор Симе Джойенде пришлось столкнуться с глубоко консервативными ценностями жителей провинции и влиятельными мужчинами в сферах религии и политики. В Горе, являющемся ключевым транзитным маршрутом для торговли оружием и наркотиками, также действуют десятки незаконных вооруженных формирований, столкновения между которыми считают причиной большей части насилия в провинции.

В число ее критиков входят члены провинциального совета, в том числе его лидер Фазлул Хак Эхсан, и влиятельные религиозные деятели, включая бывшего председателя провинциального религиозного совета Маулави Эсматулла Надима. Против ее назначения также выступал связанный с бывшим полевым командиром Исламом Ханом депутат парламента Керамуддин Хан. Считается, что Керамуддин Хан - один из лидеров, организовавших протесты против Симы Джойенды.

Местные лидеры в Горе выразили свое недовольство ее назначением на должность губернатора еще до того, как она была официально назначена. Звучали сомнения, сможет ли она управлять хрупкой политикой в провинции, но даже очевидное признание ею консервативных религиозных ценностей в Афганистане вызвало критику.

В ИСЛАМСКОЙ СТРАНЕ

Недавно Сима Джойенда оказалась в центре внимания правозащитников, после того как признанная виновной в прелюбодеянии молодая пара была публично высечена 31 августа. Через день после этого инцидента Сима Джойенда сказала Ariana TV, что порка действительно имела место, но подчеркнула, что в то время она сама была в Кабуле и что ее об этом не проинформировали. В то же время она добавила, что приговор суда первой инстанции вынесен в соответствии с законом.

«Афганистан - исламская страна, и Гор - одна из провинций Афганистана. Мы не можем не подчиняться тому, что говорит закон ислама и наша Конституция», - приводит ее слова Ariana TV.

В интервью Азаттыку 18 октября Сима Джойенда дала понять, что на нее оказывают давление влиятельные религиозные лидеры провинции, и сказала, что она не поддастся на «незаконные» требования ее отставки, выдвигаемые членами совета и бывшими лидерами Гора.

- Они хотят, чтобы я закрыла глаза на их незаконную деятельность, - говорит Сима Джойенда. Она добавляет, что призвала центральное правительство направить в провинцию делегацию для расследования.

Член провинциального совета Гора Абдул Хамид Натеки, участвовавший в акции протеста 18 октября, также обратился к центральному правительству для решения вопроса. В независимом департаменте местного управления - назначенном президентом органе - Афганской редакции Азаттыка 19 октября сказали, что изучают ситуацию.

Сима Джойенда относится к этнической группе аймаки, составляющей большинство в Горе, и пользуется существенной поддержкой. История женщины, получившей политическую должность несмотря на то, что она дочь матери-одиночки, вдохновила многих в провинции, где женщины традиционно играют несущественную роль в общественных делах. По сообщениям Afghan Analysts Network, ранее она работала учительницей старших классов, в администрации губернатора, а также участвовала в качестве гражданского активиста в конференции по Афганистану в Лондоне в 2006 и 2014 годах, а также в конференции по Афганистану в Токио в 2012 году. Некоторые из ее сторонников провели ответную акцию поддержки 18 октября в Фироз Кохе.

- Мы не хотим губернатора с кровью на руках, который грабил дома людей и который убивал детей, - говорит участница протеста, имея в виду влиятельных бывших полевых командиров и лидеров повстанцев. - Мы хотим губернатора Симу.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.