Последнее обновление: Среда, 24 апреля 2019, 14:59 GMT

Улучшить защиту жертв принудительного труда и торговли людьми

Издатель Совет Европы: Комиссар по правам человека
Дата публикации 12 ноября 2015
Цитировать как Совет Европы: Комиссар по правам человека, Улучшить защиту жертв принудительного труда и торговли людьми, 12 ноября 2015, доступ по следующему адресу: https://www.refworld.org.ru/docid/564f2a354.html [последняя дата доступа 25 апреля 2019]
ОговоркаДанный документ не является публикацией УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет за нее ответственности и не обязательно одобряет ее содержание. Мнения, изложенные в данной публикации, принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отображают взгляды УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или государств-членов.

Все в Европе - дети, женщины и мужчины - должны быть защищены от принудительного труда и торговли людьми, что составляет два серьезных нарушения прав человека. Согласно последним оценкам Международной организации труда (МОТ), около 20,9 млн людей в мире подвергаются принудительному труду, при этом 880 000 - в Европейском Союзе. Среди этих жертв 90% подвергаются эксплуатации в частном секторе экономики, отдельными лицами или частными компаниями. В этой группе 22% являются жертвами насильственной сексуальной эксплуатации и 68% - насильственной эксплуатации труда в сфере экономической деятельности, таких как сельское хозяйство, строительство, домашняя работа или работа на производстве.

Обзор страновых докладов Группы экспертов по действиям против торговли людьми (ГРЕТА) ясно показывает, что Европа не обладает иммунитетом в отношении торговли людьми и что некоторые группы, в том числе женщины, дети и меньшинства, особо уязвимы в отношении этого явления. Как демонстрируется в исследовании, практика торговли людьми несоразмерным образом сказывается на рома-цыганах, притом что они уже страдают от широко распространенной дискриминации и маргинализации.

Вышеупомянутые цифры, которые, как правило, рассматриваются как заниженная оценка, еще больше потрясают, если мы вспомним о том, что рабство, принудительный труд и торговля людьми запрещены международными и европейскими правовыми стандартами. Особо актуальное значение имеет Статья 4 Европейской конвенции о защите прав человека (ЕКПЧ) о защите от рабства и принудительного труда, а также Конвенция Совета Европы о борьбе с торговлей людьми (Конвенция против торговли людьми), 10-я годовщина которой отмечается в этом году. Эта Конвенция ратифицирована 42 из 47 государств-членов Совета Европы - всеми, за исключением Чешской Республики, Лихтенштейна, Монако, Российской Федерации и Турции - и одним государством-нечленом, а именно Беларусью.

При этом важно помнить об определенных основополагающих различиях. Принудительный труд - это любая работа или услуга, которую получают от человека под угрозой наказания и которая не предоставляется добровольно.

Жертвой торговли людьми является лицо, которое вербуется, перевозится, перемещается, укрывается или принимается в стране или через границы под угрозой, насильственным образом, мошенническим путем, а также путем применения насилия или иных незаконных средств, с целью эксплуатации. Что важно отметить, это то, что ребенок рассматривается как жертва торговли людьми, если он вербуется, перевозится, перемещается, укрывается или принимается в стране или через границы с целью эксплуатации, независимо от того, используются ли какие-либо из вышеупомянутых средств.

В контексте торговли людьми эксплуатация понимается в широком смысле и включает: сексуальную эксплуатацию, принудительный труд или услуги; рабство или практику, аналогичную рабству; принудительный труд; изъятие органов.

Приведу конкретные примеры: я был проинформирован австрийскими властями о том, что наиболее распространенные формы торговли людьми в этой стране включали торговлю людьми с целью сексуальной эксплуатации, насильственного труда, а также подневольное положение домашних работников у иностранных дипломатов. Многочисленные случаи торговли людьми с целью эксплуатации их труда были задокументированы в Бельгии, в том числе дело о нескольких марокканских трудящихся, которых эксплуатировала строительная компания. В Италии и почти во всех европейских странах было установлено, что нигерийские женщины были жертвой торговли людьми с целью проституции.

Другие формы включают такую эксплуатацию, когда торговцы людьми заставляют попрошайничать детей или инвалидов. Например, о случаях насильственной торговли детьми рома-цыган для принудительного попрошайничества сообщалось во Франции. Насильственное совершение мелких правонарушений - это еще одна из новых форм эксплуатации, как это было выявлено в задокументированном деле молодых вьетнамцев, которых продавали в Соединенное Королевство для того, чтобы они работали на фермах по выращиванию марихуаны.

Новый международный юридически обязывающий договор о защите прав жертв принудительного труда

В Протоколе 2014 года к Конвенции МОТ о принудительном труде 1930 года жертвам принудительного труда предоставляются такие же права, которые устанавливаются для жертв торговли на основании Конвенции Совета Европы против торговли людьми. Данный Протокол, который до сих пор был ратифицирован только Нигером, требует, чтобы государства-стороны принимали эффективные меры по предупреждению и искоренению использования насильственного труда; предоставляет защиту и доступ к соответствующим и эффективным средствам правовой защиты для жертв, а также компенсацию, независимо от юридического статуса на национальной территории; а также санкции в отношении лиц, которые принуждают к труду или заставляют трудиться. Все государства-члены Совета Европы должны в кратчайшие сроки ратифицировать и в полной мере соблюдать этот новый инструмент, дополняющий Конвенцию о борьбе с торговлей людьми.

Важно различать торговлю людьми и незаконный провоз людей

Торговля людьми очень часто тесно связана с миграцией. Мигранты, особенно когда у них нет документов, относятся к тем группам, которые подвергаются высокому риску эксплуатации. Однако незаконный провоз мигрантов и торговлю людьми не следует путать.

Притом что целью незаконного провоза людей является незаконное пересечение границы, для того чтобы получить финансовые или иные материальные выгоды, задачей торговли людьми является эксплуатация. Кроме того, торговля людьми необязательно включает пересечение границ, ибо это может иметь место без какого-либо конкретного передвижения или же в результате передвижения внутри страны. Например, в Боснии и Герцеговине большинство жертв торговли людьми, выявленных властями, подверглись этому внутри самой страны.

Ныне, более чем когда-либо ранее, термины "незаконный провоз" и "торговля" используются одинаковым образом в отношении мигрантов, пересекающих Средиземное море или использующих маршруты на Западных Балканах. Многие государства заявляют, что они принимают меры против сетей "торговцев людьми" или даже против "современного рабства", в то время как эти меры на самом деле направлены на тех, кто незаконно провозит людей. Такие заявления подверглись резкой критике со стороны более 300 ученых со всего мира как попытка "исказить уроки истории и обосновать неоправданное насилие".

Важно также, чтобы меры, принимаемые в отношении лиц, незаконно перевозящих людей, не имели негативных последствий для действий против торговли людьми. Ссылаясь на гуманитарный кризис в Средиземноморье, ГРЕТА недавно призвала Государства-Стороны "обеспечивать, чтобы миграционная политика и меры по борьбе с незаконным провозом мигрантов не создавали риск для жизни и безопасности людей, ставших жертвами торговли, и не подрывали применение мер по защите и оказанию поддержки, предусмотренных в Конвенции о борьбе с торговлей людьми". Очевидно, что военные действия, осуществляемые против тех лодок, которые используются для транспортировки мигрантов, незаконно пересекающих границу, а также закрытие и милитаризация границ ни в кой мере не должны представляться как решение проблемы торговли людьми. Напротив, в отсутствие должных правовых решений в сфере миграции, эти меры, скорее всего, усугубят уязвимость тех, кто бежит от войны и подвергается эксплуатации со стороны торговцев людьми, в том числе и потому, что им нужно находить деньги, для того чтобы оплатить тех, кто обеспечивает незаконный проход через границу по все более опасным - и поэтому все более дорогим - маршрутам для того, чтобы попасть в Европу. Когда речь идет о предупреждении торговли людьми в контексте миграции, то настоящее решение состоит в том, чтобы открыть каналы для легальной (трудовой) миграции и во всех случаях защищать права мигрантов.

Необходимо бороться с принудительным трудом и торговлей людьми с учетом интересов детей

Экономический кризис имел тяжелые последствия для уязвимых групп, особенно детей. Во время моих посещений стран, в частности Испании и Португалии, я с озабоченностью отметил, что все большее число детей бросают школу для того, чтобы найти себе работу и поддерживать свои семьи. Это вызывает серьезные вопросы в отношении соблюдения прав человека, в том числе, к сожалению, и в связи с риском возвращения детского труда, который препятствует развитию детей, а потенциально может привести к физическому или психологическому ущербу для них на протяжении всей их жизни.

Дети часто рассматриваются сотрудниками правоохранительных органов как лица, совершающие мелкие правонарушения, тогда как на самом деле они являются жертвами эксплуатации со стороны настоящих преступников. Детей - жертв торговли людьми всегда необходимо идентифицировать как таковых сотрудниками правоохранительных органов, прокурорами и судьями. Это означает, что нужно смотреть глубже, а не поверхностно, в сфере ювенальной юстиции, для того чтобы иметь возможность применять положение о ненаказании, содержащееся в Конвенции против торговли людьми (Статья 26), к жертвам торговли, которые были вынуждены действовать незаконно, принуждаемые к этому теми, кто торгует ими. И этого недостаточно. Дети - жертвы торговли людьми должны получать соответствующую помощь, учитывающую их конкретные потребности. В этой связи меня тревожит то, чему я был свидетелем в Болгарии, когда детей - жертв торговли помещают в учреждение ювенальной юстиции, вместо того, чтобы оказывать им ту полноценную помощь, в которой они нуждаются. В нынешнем контексте миграции вызывают беспокойство, например в Дании, сообщения об исчезновении детей из центров размещения для несопровождаемых детей-мигрантов. Это неприемлемо. Дети, не имеющие опеки родителей, которые столкнулись с эксплуатацией, должны быть защищены и получить всяческую поддержку, которая им требуется, в полном соответствии с Руководящими указаниями ООН по альтернативному уходу за детьми.

Необходимо вовлекать все государства и негосударственные структуры в борьбу с принудительным трудом и торговлей людьми

Те, кто осуществляет эксплуатацию и торгует людьми с целью принудительного труда - это в основном частные лица (отдельные лица или компании), эксплуатирующие других частных лиц. Это означает, что предупреждение принудительного труда и торговли людьми должно охватывать все звенья цепи поставок в те сферы производства, где существует высокий риск эксплуатации, такие как текстильная промышленность, сельское хозяйство или туризм. Национальные и транснациональные компании должны стать подотчетны в отношении нарушений прав человека, в том числе благодаря применению эффективных и целесообразных уголовных санкций, соответствующих Руководящим принципам ООН по бизнесу и правам человека, независимо от того, происходит ли такая эксплуатация в Европе или же в других регионах планеты.

Пи этом Европейский суд по правам человека совершенно ясно заявил, что государства несут позитивные обязательства на основании Статьи 4 ЕКПЧ по предупреждению принудительного труда и торговли людьми, по защите жертв и по преследованию тех, кто занимается эксплуатацией и торговлей. Исходя из этого, государства-члены Совета Европы должны выполнять свою важнейшую ответственность по соблюдению, защите и реализации прав человека всех жертв - или же лиц, которые рискуют стать жертвами - насильственного труда и торговли людьми.

Искать на Refworld