Россия: Суд принял решение о ликвидации правозащитной организации

Судебное решение о ликвидации известной российской правозащитной ассоциации выводит на новый уровень наступление властей на независимые гражданские организации, заявила Хьюман Райтс Вотч. 10 февраля 2016 г. Верховный суд Татарстана удовлетворил иск Министерства юстиции о ликвидации Межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений «Агора». Правозащитники намерены обжаловать решение в Верховном суде РФ.

Ассоциация «Агора» широко известна своей деятельностью по защите гражданских и политических активистов по всей России. Ее адвокаты представляли интересы обвиняемых во многих резонансных политически мотивированных делах, в том числе работали по делам участниц феминистской панк-группы Pussy Riot и оппозиционера Алексея Навального, а также недавно осужденных за «терроризм» украинского режиссера Олега Сенцова и его якобы соучастника Александра Кольченко.

«Не вызывает сомнений, что российские власти хотят с помощью судебной системы парализовать правозащитную деятельность 'Агоры', - говорит Хью Уильямсон, директор Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. – Власти на протяжении уже нескольких лет очерняли правозащитные группы в глазах общества и душили их бюрократическим прессингом. А теперь они перешли к прямой ликвидации независимых неправительственных организаций».

Ассоциация «Агора» была создана в 2005 г. тремя известными российскими правозащитными организациями Приволжского федерального округа. По словам ее бывшего руководителя Павла Чикова, связанные с «Агорой» юристы в настоящее время ведут более 300 дел о правах человека по всей России.

Минюст обратился в суд с иском о ликвидации «Агоры» в январе 2016 г., утверждая, что ассоциация в нарушение законодательства об НКО осуществляет «политическую деятельность», не соблюдает свой устав, не соблюдает требования ФЗ РФ «О бухгалтерском учете», не соблюдает требования ФЗ РФ «О некоммерческих организациях». До этого «Агору» неоднократно и углубленно проверяли и сам Минюст, и прокуратура, и налоговые органы.

Как представляется, главная претензия властей заключается именно в «политической деятельности». На это представители Минюста делали упор в суде. Например, «Агоре» вменялись публикация ее активистами ряда комментариев и других материалов, включая размещение на сайте Совета по правам человека и развитию гражданского общества при Президенте РФ нескольких материалов Павла Чикова, который является членом этого совета. Минюст настаивал, что эти материалы были направлены на формирование общественного мнения и формирование у граждан критического отношения к органам власти и при этом не были помечены как «подготовленные организацией – иностранным агентом».

Глубоко порочный российский закон об «иностранных агентах» позволяет властям объявлять таковыми неправительственные организации, которые получают иностранное финансирование, занимаясь при этом якобы «политической деятельностью». Включенные в соответствующий реестр Минюста организации обязаны публично обозначать себя «иностранными агентами», что в российском контексте равнозначно признанию себя шпионом или предателем.

Пресловутый закон 2012 года определяет «политическую деятельность» как направленную на формирование общественного мнения и воздействие на принятие решений органами госвласти. Хьюман Райтс Вотч уже неоднократно отмечала, что российские власти используют это широкое и неконкретное определение применительно к практически любой общественной и правозащитной деятельности.

Когда Минюст в 2014 г. принудительно внес «Агору» в реестр иностранных агентов, ассоциация отказалась от зарубежного финансирования и через год подала заявление об исключении из реестра. В министерстве отказались исключить «Агору» из реестра, хотя формально при отсутствии иностранного финансирования находится в нем организация не должна. Затем, в начале 2016 г. Минюст подал иск о ликвидации «Агоры».

«Закон об иностранных агентах» противоречит международно-правовым обязательствам Российской Федерации, а практика его агрессивного, произвольного применения стала одним из ключевых элементов развернутой властями кампании по нейтрализации независимых голосов, отмечает Хьюман Райтс Вотч.

«Россия должна отменить закон об иностранных агентах, - говорит Хью Уильямсон. – Международным организациям и ведущим демократическим государствам следует возобновить свои призывы к Москве отменить этот закон и прекратить гонения на независимые гражданские организации».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.