Россия: Прекратить принудительное содержание художника в психиатрической больнице

Российские власти должны немедленно освободить художника Петра Павленского из-под произвольного содержания в психиатрической больнице, заявила сегодня Хьюман Райтс Вотч. Власти должны гарантировать его право на надлежащую правовую процедуру и беспрепятственный доступ к адвокату.

Павленский был арестован 9 ноября 2015 г., после того как он облил бензином и поджег входную дверь здания Федеральной службы безопасности России (ФСБ), где ранее размещался КГБ СССР. Видео и фотографии акции Павленского «Угроза», являющейся, по его словам, перформансом, быстро распространились в российских и зарубежных СМИ и социальных сетях. Адвокат Павленского Ольга Динзе сообщила Хьюман Райтс Вотч, что 26 января 2016 г. Павленского перевели из следственного изолятора в Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского для прохождения длительной принудительной психиатрической экспертизы.

«Принудительноe содержание Павленского в психиатрическoй больнице – это зловещее напоминание о советской карательной психиатрии и практике злоупотребления психиатрией с целью подавления инакомыслия, - говорит Таня Купер, исследователь Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. – Принудительное содержание в психиатрической больнице нарушает право Павленского не подвергаться произвольному задержанию и его право на здоровье».

2016-2-pyotr-pavlensky-ru
Развернуть

Художник Петр Павленский держит канистру во время акции «Угроза» на фоне здания ФСБ в Москве, Россия, в понедельник.

© 2015 Reuters

3 февраля 2016 г. Таганский районный суд г. Москвы продлил срок содержания Павленского под стражей по обвинению в вандализме до 6 марта. Динзе рассказала, что так как Павленский находился в психиатрической больнице, он пропустил заседание суда. Российские власти должны немедленно освободить Павленского из больницы и предоставить ему доступ к адвокату и возможность встречи с семьей.

Павленский пояснил в СМИ, что его акция 9 ноября 2015 г. была призвана привлечь внимание общественности к факту злоупотребления ФСБ обвинениями в терроризме, используемыми для преследования критиков правительства. Он бросил вызов власти, призвав квалифицировать его дело по статье «терроризм», однако ему предъявили обвинение в вандализме на почве идеологической ненависти, которое влечет за собой наказание в виде лишения свободы сроком до трех лет.

Павленский содержался в Бутырке (СИЗО в центре Москвы) с момента его ареста. Динзе сообщила Хьюман Райтс Вотч, что она не видела своего подзащитного с середины декабря, потому что СИЗО переполнен, и адвокаты, чтобы встретиться со своими клиентами, вынуждены ждать часами, а порой и в течение нескольких дней.

На следующий день после того, как Павленского перевели в центр Сербского, больницу закрыли на карантин в связи с эпидемией гриппа в Москве и других регионах России. Динзе рассказала Хьюман Райтс Вотч, что когда она обратилась к администрации больницы за разрешением встретиться с Павленским, ей отказали, сославшись на карантин. Динзе пожаловалась в Генпрокуратуру и Министерство здравоохранения, но до сих пор ответа не получила. Она говорит, что психиатрическое обследование Павленского может затянуться на месяц или более.

Соратница Павленского Оксана Шалыгина, рассказала Хьюман Райтс Вотч, что она не может увидеться с Павленским со времени судебного заседания 24 декабря. По ее словам, она и до этого не могла регулярно посещать его, так как следователь поставил условие: в обмен на право посещений он потребовал, чтобы она дала показания по делу Павленского.

Около года назад, в рамках другого уголовного дела, связанного с его перформансами, Павленский добровольно прошел психиатрическое обследование в центре Сербского, сообщила Динзе. Предыдущая психиатрическая экспертиза установила, что он здоров.

В советские времена власти часто злоупотребляли психиатрией, используя ее в качестве средства борьбы с инакомыслящими. Центр Сербского был главным в Советском Союзе институтом по проведению психиатрической экспертизы людей, считавшихся «социально опасными», и тем самым, тысячи людей, в том числе сотни диссидентов, были обречены на принудительное ограничение свободы в психиатрических больницах на неопределенный срок.

За последние несколько лет Павленский провел ряд антиправительственных перформансов, которые стали выражением его протеста против усиления государственных ограничений свободы выражения мнений и свободы слова. В ходе одной из акций, он прибил свою мошонку к брусчатке Красной площади. В рамках другого перформанса - отрезал мочку уха, сидя на заборе центра Сербского.

«Павленский подвергается тем самым нарушениям, которые он разоблачает в своих художественных акциях, - говорит Купер. - Вместо того, чтобы прятать его в психиатрической больнице, власти должны гарантировать защиту его права на надлежащую правовую процедуру и обеспечить, чтобы соблюдались все правовые гарантии, распространяющиеся на него, как на заключенного».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.