Последние новости от Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине (СММ) на основе информации, поступившей по состоянию на 28 июня 2016 года

  • Источник документа:
  • Дата:
    29 июня 2016

В Донецкой области СММ зафиксировала сокращение количества случаев нарушения режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом, при этом основная часть столкновений была отмечена в Авдеевке и Светлодарске. В Луганской области, где СММ зафиксировала два одиночных выстрела из стрелкового оружия, по-прежнему наблюдается спокойная обстановка. Миссия наблюдала за соблюдением режима прекращения огня, обеспечивая возможность для извлечения тел членов «ДНР» в Саханке. СММ выполнила анализ воронок в Донецке, Докучаевске и Румянцево. Миссия продолжила вести наблюдение за отводом вооружения. Наблюдатели продолжают осуществлять мониторинг ситуации, в которой находятся гражданские лица на контрольных пунктах въезда-выезда вдоль линии соприкосновения. Они способствовали проведению ремонтных работ на объектах жизнеобеспечения в Трехизбенке, вблизи шахты имени Гагарина, Красном Лимане и Пришибе. СММ зафиксировала наличие взрывоопасных пережитков войны. Конкретные случаи ограничения свободы передвижения СММ зафиксированы не были.*

В Донецкой области СММ зафиксировала уменьшение количества случаев нарушения режима прекращения огня[1] по сравнению с предыдущим отчетным периодом. В Донецке, где было зарегистрировано два взрыва неопределенного происхождения, ситуация продолжает оставаться спокойной.

Находясь в подконтрольном правительству г. Авдеевка (17 км к северу от Донецка), СММ слышала 44 взрыва: девять из них были оценены как разрывы минометных мин калибром 82 мм, шесть - удары от выстрелов из безоткатного орудия (СПГ-9), девять - удары гранат из автоматического гранатомета; пять взрывов были оценены как исходящие выстрелы из миномета калибром 82 мм, три - как исходящие выстрелы из безоткатного орудия (СПГ-9), а также шесть взрывов неопределенного происхождения. Все нарушения были отмечены на расстоянии 3-6 км к северо-востоку, востоку и югу от позиции наблюдателей. В подконтрольном «ДНР» г. Ясиноватая (16 км к северо-востоку от Донецка) СММ слышала 13 взрывов (из них 11 - неопределенного происхождения, один взрыв, оцененный как удар, а также один исходящий взрыв, вызванный применением вооружения неустановленного типа) в 2-8 км к западу и северо-западу от местонахождения патруля.

Ночью 27 июня в подконтрольном правительству г. Светлодарск (57 км к северо-востоку от Донецка) СММ слышала 38 взрывов (по оценке, 31 взрыв был вызван исходящими выстрелами из автоматического гранатомета, а семь взрывов были определены как разрывы минометных мин калибром 82 мм), а также более 250 одиночных выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия в 5 км к юго-востоку от своей позиции. В подконтрольном «ДНР» г. Горловка (39 км к северо-востоку от Донецка) наблюдатели СММ зафиксировали восемь взрывов, оцененных как разрывы минометных мин калибром 82 мм, а также пять взрывов неопределенного происхождения в 10-12 км к северо-северо-востоку от своей позиции.

Во второй половине дня ближе к вечеру 27 июня патруль СММ, находившийся в подконтрольном «ДНР» с. Коминтерново (23 км к северо-востоку от Мариуполя), слышал 67 взрывов неопределенного происхождения (41 из них был зафиксирован в течение 35 минут) на неустановленном расстоянии к востоку, юго-юго-западу, юго-западу и северо-западу от своего места расположения.

Камера СММ в с. Широкино (20 км к востоку от Мариуполя) зафиксировала восемь взрывов, оцененных СММ как удары на расстоянии 2-2,5 км к северо-востоку, а также два взрыва неопределенного происхождения и трассирующие очереди с открытых позиций на неустановленном расстоянии к северо-востоку в следующей последовательности: многочисленные очереди с востока на запад, 14 очередей с юга на север, 31 очередь с востока на запад, 22 очереди с юга на север, а также семь очередей с востока на запад.

В Луганской области СММ зарегистрировала два одиночных выстрела из стрелкового оружия на расстоянии менее 1 км к северо-востоку от своей позиции в пгт Новоалександровка (65 км к западу от Луганска).

СММ уточняла информацию об обстрелах и провела анализ воронок. Уточняя неподтвержденную информацию, полученную от члена «ДНР», о гибели шести вооруженных членов «ДНР» во время обстрела, который произошел 27 июня в подконтрольном «ДНР» с. Саханка (24 км к северо-востоку от Мариуполя), СММ наблюдала за соблюдением режима прекращения огня, чтобы обеспечить возможность для извлечения тел. Позже Миссия наблюдала за процессом извлечения двух тел в Саханке. В Коминтерново в бетонном навесе Миссия видела хвостовой стабилизатор снаряда из безоткатного орудия (СПГ-9). По оценке наблюдателей, он был выпущен с юго-юго-западного направления, попал в металлические ворота, а затем рикошетом ударил в стену и разорвался.

В подконтрольном «ДНР» Куйбышевском районе (8 км к западу от центра Донецка) на улице Туманяна СММ видела свежие повреждения многоэтажных домов, расположенных с юго-западной стороны улицы (разбитые окна, следы осколков на северо-восточной стороне зданий), поврежденный гражданский автомобиль и упавшие ветки деревьев. По оценке наблюдателей, повреждения были вызваны взрывом в воздухе на высоте около трех метров над землей. Местные жители показали СММ хвостовой стабилизатор мины калибром 120 мм и два фрагмента взрывателя, находившиеся на расстоянии нескольких метров друг от друга. По оценке наблюдателей, юго-западное окно и дверь кладовки в квартире на северо-восточной стороне улицы были пробиты осколками. Наблюдатели не смогли определить направление огня. На улице Шахтерской славы СММ выполнила анализ свежей воронки, которая, по оценке, была вызвана выстрелом из миномета с северо-западного направления. В воронке наблюдатели видели стабилизатор мины калибром 120 мм и отметили, что находящийся поблизости газопровод, был поврежден осколками. На улице Героев труда СММ выполнила анализ свежей воронки на дороге, которая соответствовала попаданию минометной мины калибром 120 мм, выпущенной с северо-западного направления. Наблюдатели отметили отсутствие осколков. На асфальте при выезде из Куйбышевского района СММ видела свежие следы гусениц (менее 48 часов), которые, по оценке наблюдателей, были оставлены как минимум двумя бронированными автомобилями.

Патруль СММ в сопровождении представителя Вооруженных сил Российской Федерации при Совместном центре контроля и координации (СЦКК) видел поврежденные вследствие обстрела объекты недвижимости в подконтрольном «ДНР» г. Докучаевск (32 км к юго-западу от Донецка). В огороженной стеной промышленной зоне, в помещениях которой находились жители, СММ видела недавно появившуюся дыру в крыше гаража и хвостовой стабилизатор снаряда рядом с ней. Наблюдатели оценили, что деревянная часть кровельной конструкции была недавно разрушена в результате попадания снаряда из безоткатного орудия (СПГ-9) калибром 73 мм, выпущенного с неустановленного направления. На нефтеперерабатывающем заводе, который в данный момент не работает, Миссия видела на земле несколько неразорвавшихся снарядов (минометные мины калибром 122 мм). Наблюдатели отметили повреждения, возникшие в результате обстрела вблизи жилых районов подконтрольного «ДНР» Румянцево на северо-восточной окраине Горловки. В одном доме члены патруля видели два осколка, которые, пробив крышу, упали на кровать, хотя жители не сообщали о пострадавших. Наблюдатели отметили, что осколки пробили крыши, навесы и заборы под острым нисходящим углом, а также видели несколько веток деревьев, обломанных на высоте пяти-шести метров от земли. На гравийной дороге, расположенной поблизости, СММ видела неглубокие воронки (30 см в ширину и 10 см в глубину), которые, по оценке, возникли вследствие разрыва снарядов в воздухе. В связи с этим, СММ не смогла оценить калибр снарядов и направление огня.

В рамках работы по выполнению Дополнения к Комплексу мер за пределами соответствующих линий отвода и мест хранения в подконтрольных правительству районах СММ зафиксировала три танка (Т-64), погруженные на грузовики-платформы недалеко от пгт Новоайдар (50 км к северо-западу от Луганска), которые направлялись на запад, а также один танк (Т-64Б), погруженный на грузовик-платформу вблизи с. Дмитровка (42 км к северу от Луганска), которая двигалась на запад. В подконтрольных «ЛНР» районах СММ видела восемь танков (Т-64), стоявших на полигонах вблизи пос. Мирное (28 км к юго-западу от Луганска).

СММ продолжает осуществлять мониторинг отвода тяжелого вооружения, как это предусмотрено Минским Комплексом мер.

На железнодорожной станции в Авдеевке СММ зафиксировала следующие нарушения соответствующих линий отвода: восемь бронетранспортеров (МТ-ЛБ), к которым были прицеплены восемь противотанковых пушек (2А19 МТ-12, «Рапира»), погруженных на неподвижные железнодорожные платформы.

СММ еще не получила всю информацию, предоставить которую она просила в сообщении от 16 октября 2015 года. Наблюдатели еще раз посетили места, известные СММ как места размещения отведенного тяжелого вооружения, хотя они и не соответствуют четким критериям, предусмотренным в сообщении для мест постоянного складского хранения вооружений.

В подконтрольных «ДНР» районах за пределами соответствующих линий отвода СММ еще раз посетила такие места и зафиксировала девять реактивных систем залпового огня (РСЗО; БМ-21 «Град», 122 мм), восемь противотанковых пушек (МТ-12 «Рапира», 100 мм), а также шесть самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм). СММ зафиксировала, что две РСЗО (БМ-21 «Град», 122 мм), две противотанковые пушки (МТ-12 «Рапира», 100 мм), а также четыре самоходные гаубицы (2С1 «Гвоздика», 122мм) отсутствовали, что впервые было отмечено 5 апреля 2015 года.

За пределами соответствующих линий отвода и мест хранения СММ видела две самоходные гаубицы (2С1 «Гвоздика», 122 мм), погруженные на военные грузовики-платформы, которые двигались на восток по трассе Н-21 недалеко от подконтрольного «ЛНР» полигона в пгт Успенка (23 км к юго-западу от Луганска).

СММ продолжает фиксировать наличие боевых бронированных машин в зоне безопасности. В подконтрольных правительству районах СММ видела одну бронированную разведывательно-дозорную машину (БРДМ-2), находившуюся без движения на дороге Н-20, соединяющей Красногоровку и Авдеевку, легкий бронированный автомобиль (КрАЗ «Кугуар»), оснащенный крупнокалиберным пулеметом калибром 12,7 мм, вблизи г. Золотое (60 км к западу от Луганска), а также два неподвижных БТР (БТР-4 и БТР-60) в г. Попасная (70 км к западу от Луганска).

СММ продолжает фиксировать длинные очереди на контрольных пунктах въезда-выезда вдоль линии соприкосновения. На правительственных блокпостах на трассе Н15 недалеко от г. Марьинка (23 км к юго-западу от Донецка) СММ видела восемь легковых автомобилей, покидавших подконтрольные правительству районы, и очередь из 317 легковых транспортных средств и 400 пешеходов, двигавшихся в противоположном направлении. После проезда через блокпост автомобиль СММ был на пять минут физически заблокирован гражданскими лицами, которые требовали ускорения процесса проверки со стороны служащих Вооруженных сил Украины (ВСУ). На блокпостах «ДНР» возле пгт Оленовка (23 км к юго-западу от Донецка) наблюдатели видели очередь из 180 легковых автомобилей, ожидавших проезда в подконтрольные правительству районы, а также 100 легковых транспортных средств - в противоположном направлении. На мосту в пгт Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска) на блокпосте «ЛНР» СММ отметила отсутствие очереди в направлении районов, подконтрольных «ЛНР», а на правительственном блокпосте наблюдатели видели 400-500 пешеходов, ожидавших перехода моста в сторону подконтрольных правительству районов. На протяжении получаса наблюдатели видели, что на правительственном блокпосте работало четыре окна проверки документов и оценили, что поток людей, переходивших в подконтрольные правительству районы, составлял около 450 человек в час. Члены патруля видели, что многие люди отдыхали и пили воду под расположенным поблизости навесом службы по чрезвычайным ситуациям.

Миссия осуществляла мониторинг трех неподконтрольных правительству пограничных районов. СММ наблюдала за ситуацией в пограничных пунктах пропуска в подконтрольном «ДНР» пос. Ульяновское (61 км к юго-востоку от Донецка), а также в подконтрольных «ЛНР» с. Новоборовицы (79 км к югу от Луганска) и пос. Должанский (84 км к юго-востоку от Луганска). Среди этих трех пунктов самый высокий уровень движения транспорта наблюдался в пограничном пункте пропуска в Должанском. В течение 49 минут СММ зафиксировала там 21 гражданский автомобиль (19 с украинскими номерными знаками и два - с российскими), один крытый грузовик и два автобуса с украинскими номерными знаками, выезжавших из Украины, а также три грузовика с российскими номерными знаками и три пешехода (женщины), которые пересекали границу в направлении Украины. Наблюдатели видели 35 гражданских автомобилей (33 с украинскими номерными знаками, два - с российскими) и одно такси (с украинским номерным знаком), которые были припаркованы неподалеку.

СММ зафиксировала наличие взрывоопасных пережитков войны вблизи линии соприкосновения. В Коминтерново наблюдатели видели двух мальчиков (возрастом 10-12 лет), игравших со снарядом безоткатного орудия (СПГ-9). Они рассказали мальчикам о минной опасности и предоставили им материалы с информацией по данной теме.

СММ продолжает содействовать соблюдению режима прекращения огня и осуществлять его мониторинг для проведения ремонтных работ на объектах жизнеобеспечения. СММ оказывала содействие и осуществляла мониторинг проведения ремонта водопроводов в районе шахты имени Гагарина (подконтрольная «ДНР», 34 км к северо-востоку от Донецка) вдоль линии соприкосновения. По этому водопроводу вода подается в подконтрольные правительству районы в с. Григоровка (ранее - с. Ленинское, 46 км к северо-востоку от Донецка) и пос. Майорск (45 км к северо-востоку от Донецка). В подконтрольном правительству с. Трехизбенка (33 км к северо-западу от Луганска) СММ оказывала содействие и осуществляла мониторинг соблюдения режима прекращения огня для проведения работ по ремонту и обслуживанию водопровода в подконтрольном «ЛНР» с. Красный Лиман (30 км к северо-западу от Луганска), а также ремонта газопровода недалеко от подконтрольного «ЛНР» с. Пришиб (33 км к северо-западу от Луганска).

СММ продолжает осуществлять мониторинг ситуации, в которой находятся гражданские лица, проживающие вблизи линии соприкосновения. В подконтрольных правительству районах н.п. Золотое-5 пять местных жителей (мужчины в возрасте 65 лет) рассказали СММ, что последние два месяца они живут без водоснабжения и электричества. В н.п. Золотое-4 четверо жителей (мужчины и женщины в возрасте 40-50 лет) затронули эту же проблему. В подконтрольном «ЛНР» г. Первомайск (57 км к западу от Луганска) семь местных жителей (мужчины и женщины в возрасте от 25 до 55 лет) рассказали наблюдателям, что подача воды в городе осуществляться в вечернее время один раз в три дня на протяжении трех-четырех часов. В н.п. Золотое-4 одна женщина рассказала патрулю, что блокпост, расположенный на расстоянии менее 15 метров от ее дома, представляет угрозу безопасности для нее и ее соседей. Десять пенсионеров (женщины возрастом 50-60 лет) в Румянцево пожаловались, что стоимость проезда в подконтрольный правительству г. Бахмут (67 км к северо-востоку от Донецка), в котором они получают пенсии, завышена.

*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ

Осуществление мониторинга СММ ограничено угрозами в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся снарядов, а также ограничением свободы передвижения и другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать.

Кроме вышеупомянутых общих ограничений СММ не столкнулась с конкретными случаями ограничения свободы передвижения.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.