Европейский Суд: Бывший премьер-министр Грузии заключен под стражу для оказания на него давления

Европейский Суд по правам человека установил, что предварительное заключение под стражу бывшего премьер-министра Грузии Иване Мерабишвили было использовано для оказания на него давления и «не содержало разумных оснований». Интересы И. Мерабишвили представляли Европейский центр защиты прав человека (Мидлсекский университет, Лондон) и адвокат Отар Кахидзе (Тбилиси).

Иване Мерабишвили на предварительном слушании своего дела. (Reuters)Иване Мерабишвили на предварительном слушании своего дела. (Reuters)

В 2012 г. в течении трех месяцев И. Мерабишвили являлся премьер-министром Грузии при президенте Михаиле Саакашвили, а до этого он исполнял обязанности министра внутренних дел страны. В дальнейшем он стал генеральным секретарем партии «Единое национальное движение» (ЕНД). После победы коалиции «Грузинская мечта» на парламентских выборах в октябре 2012 г. в Грузии прошла волна арестов среди лидеров ЕНД, затронувшая в том числе бывшего мэра Тбилиси Георгия Угулаву. И. Мерабишвили был задержан 21 мая 2013 г. по обвинению в растрате 5,2 миллионов лари (немногим более 2 миллионов евро) из средств государственного бюджета. Он содержался в заключении почти девять месяцев, а 17 февраля 2014 г. суд признал его виновным в подкупе избирателей, присвоении собственности другого лица и нарушении неприкосновенности жилища другого лица, приговорив его к пяти годам лишения свободы. В настоящее время он находится в одной из тюрем Тбилиси.

В своей жалобе в Европейский Суд И. Мерабишвили, ссылаясь на статью 5 Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ), заявлял о том, что решения о его предварительном заключении базировались на неясных правовых нормах и не имели разумных оснований. Он также утверждал, что внутригосударственный суд не провел тщательного рассмотрения его ходатайства об освобождении в своем постановлении от 23 сентября 2013 г. и не предоставил оснований для отклонения ходатайства. В заключение он заявлял о том, что целью возбужденного против него дела было отлучить его от политической жизни, ослабить ЕНД и воспрепятствовать выступлению его в качестве кандидата на президентский выборах 2013 г. (статья 18 совместно со статьей 5(1)).

Европейский Суд установил, что несмотря на законность предварительного заключения И. Мерабишвили под стражу, в нем «не содержалось разумных оснований», что составило «особенно широкое ограничение [его] прав», гарантированных статьей 5(3) ЕКПЧ. Суд отметил, что к моменту ходатайства И. Мерабишвили о пересмотре разумных оснований его предварительного содержания под стражей он уже находился в заключении четыре месяца. Суд еще раз обратил внимание на то, что в соответствии с законодательством Грузии внутригосударственные суды обязаны предоставлять обоснованные устные и письменные решения - «повышенное обязательство», учитывая период, в течение которого И. Мерабишвили уже находился под стражей.

При установлении нарушения статьи 18 Суд сослался на эпизод, произошедший 14 декабря 2013 г., когда И. Мерабишвили был вызван на допрос из своей камеры поздно ночью для следственных действий в отношении других членов ЕНД. Отмечая, что бремя доказывания в жалобах, касающихся статьи 18, является «обязательным», Суд установил, что заявитель предоставил правдоподобное и убедительное изложение эпизода, о котором он своевременно сообщил внутригосударственным властям. Таким образом, Суд пришел к выводу, что предварительное заключение было применено не только для того, чтобы представить его перед судом, но «также было использовано … в качестве дополнительной возможности получения преимущества в ходе расследования несвязанного дела о смерти бывшего премьер-министра и для проведения следствия о финансовой деятельности [М. Саакашвили], т.е. двух целей, находящихся полностью за пределами предписаний [статьи 18 ЕКПЧ]».

«Нарушения статьи 18 Европейской Конвенции встречаются крайне редко: в практике Европейского Суда есть лишь единичные случаи, когда было установлено, что судебное производство велось по политическим или другим скрытым мотивам. В отношении Грузии такое решение принято впервые - очевидна серьезность этого дела, поскольку оно касается бывшего премьер-министра, чье предварительное содержание под стражей, по мнению Суда, было основано не только на законных причинах, но также включало в себя две «полностью посторонних» цели. Выводы Суда сигнализируют о том, что для соответствия стандартам, обязательным для полноценно функционирующего демократического общества, срочно требуется проведение дальнейших основательных реформ правовой системы».

Профессор Филип Лич, Директор EHRAC

Данное решение еще раз подчеркивает необходимость того, чтобы власти в обязательном порядке постоянно предоставляли обоснования для продолжающегося содержания под стражей; то, что изначально задержание и предварительное содержание под стражей И. Мерабишвили было законно и базировалось на разумных основаниях, не является достаточным. Мы также приветствуем факт установления Судом нарушения статьи 18, которое является вторым за этот год в отношении дел EHRAC. Обвинение в том, что имело место ограничение политической деятельности с целью не допустить заявителя к участию в политической жизни является очень серьезным при том, что, по словам Суда, «существует прямая связь между соблюдением прав человека и функционированием демократии». То, как развивается практика Суда в этой области, вселяет в нас дальнейшую надежду.

22 июня 2016 г. члены Парламентской ассамблеи Совета Европы приняли декларацию о ситуации в Грузии в преддверии парламентских выборов в этом году, в которой указано следующее:

«Уже имеется несколько сообщений о фактах организованного насилия в отношении оппозиционных членов парламента и других политических деятелей со стороны лиц, связанных с правительством Грузии. Именно на правительстве лежит обязанность привлекать к ответственности виновных, и неоднократное пренебрежение этой обязанностью поднимает серьезные вопросы о равенстве политических возможностей в Грузии.

[…] И. Мерабишвили является лишь третьим политическим деятелем, в отношении которого Суд установил совершение данного нарушения.

Следует сказать, что ранее при установлении нарушений данной статьи Кабинет министров рекомендовал освобождение из под стражи указанного лица и снятие с него всех обвинений. Мы призываем президента Грузии прибегнуть к данной ему по конституции власти и учесть решение Суда. То, что генеральный секретарь главной оппозиционной партии находится в заключении в период подготовки к выборам, и в отношении которого Европейский Суд признал нарушение прав по статье 18, уже бросает тень на сами выборы».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.