Последнее обновление: Среда, 06 ноября 2019, 06:26 GMT

Крайне необходимо надлежащее расследование фактов совершенных на восточной Украине многочисленных преступлений и наказание преступников

Издатель Международная федерация за права человека
Дата публикации 19 июля 2016
Цитировать как Международная федерация за права человека, Крайне необходимо надлежащее расследование фактов совершенных на восточной Украине многочисленных преступлений и наказание преступников, 19 июля 2016, доступ по следующему адресу: https://www.refworld.org.ru/docid/578f9b3c4.html [последняя дата доступа 18 ноября 2019]
ОговоркаДанный документ не является публикацией УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет за нее ответственности и не обязательно одобряет ее содержание. Мнения, изложенные в данной публикации, принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отображают взгляды УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или государств-членов.

По результатам трехдневной рабочей встречи по вопросам документирования нарушений прав человека, которая была организована с 4 по 6 июля 2016 года в Харькове для украинских юристов и правозащитников, наши организации выражают обеспокоенность в связи с превалирующей атмосферой безнаказанности за преступления, которые совершались со времени начала вооруженного конфликта на восточной Украине. Пробелы в украинском законодательстве, проблемы с доступом к территориям, которые не контролируются органами власти Украины, а также отсутствие политической воли для настоящего расследования и преследования в судебном порядке за эти преступления создают ситуацию, при которой случаи насилия и безнаказанности должен рассматривать Международный уголовный суд (МУС).

"Лица, ответственные за совершение многочисленных серьезных нарушений прав человека на неподконтрольных украинской власти территориях, продолжают свою преступную деятельность, не будучи привлеченными к ответственности. Украина не признала факт существования военного конфликта, поэтому не было применено надлежащее как национальное, так и международное законодательство. Вместе с тем, такие преступления могут достигать уровня военных преступлений и/или преступлений против человечности в соответствии с Уставом МКС."

наши организации

Беззаконие, царящее на неподконтрольных правительству Украины территориях, наносит серьезный удар по правам человека в Украине. Местные юристы и правозащитники, документирующие преступления, которые совершались с начала конфликта, обсудили многочисленные проблемы, причиной которых является отсутствие верховенства права.

Глубокую обеспокоенность вызывает обмен захваченными в плен лицами, который происходит между двумя сторонами конфликта. Этот обмен осуществляется в правовом вакууме, что лишь обостряет проблему насильственных исчезновений с обеих сторон конфликта. С начала конфликта в 2014 году примерно 3000 украинских военных и гражданских лиц, которые были лишены свободы и попали в руки так называемых "ДНР - ЛНР", были обменены на пленных сепаратистов, о чем сообщает Служба безопасности Украины (СБУ). [1] Окрім того, що цей процес обміну не регулюється жодним визначеним законом, в таємниці тримаються обставини обміну, в тому числі й інформація про місця тимчасового тримання, умови утримання, а також кінцеву долю тих, кого було передано іншій стороні. Така практика, яка розпочалась з окремих випадків і перетворилася на системну, є абсолютно непрозорою і не має жодного правого регулювання.

Помимо того, что этот процесс обмена не регулируется ни одним определенным законом, в тайне держатся обстоятельства обмена, в том числе и информация о местах временного содержания, об условиях содержания, а также конечной судьбе тех, кто был передан другой стороне. Такая практика, берущая начало от отдельных случаев, превратилась в системную, является абсолютно непрозрачной и не имеет никакого правового регулирования.

Переговоры с целью проведения обмена захваченными лицами, а также лицами, лишенными свободы, усиленно монополизируются Службой безопасности Украины после принятия соглашения «Минск II» в феврале 2015 года, согласно которому требуется, чтобы обе стороны конфликта обеспечили «освобождение и обмен заложников и всех незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех»» (п. 6). Проблему усугубляет также нечетко формулированное в тексте соглашения требование об амнистии, которое не определяет ни круг лиц, подпадающих под амнистию, ни условия и процедуру возможной амнистии.

"Мы подчеркиваем, что амнистия за совершение международных преступлений и серьезных нарушений прав человека противоречит международному праву и международным обязательствам Украины в области прав человека и будет способствовать только распространенности безнаказанности."

наши организации

С самого начала конфликта украинские правозащитные организации сообщали о значительном увеличении количества случаев убийств и насильственных исчезновений, пыток и жестокого обращения, незаконных задержаний и уничтожение имущества. Были также сообщения о случаях половых и гендерно обусловленных преступлений, совершенных как в отношении женщин, так и в отношении мужчин, хотя до настоящего времени такие случаи еще ненадлежащим образом задокументированы. Соответственно, сохраняют свою актуальность выводы, которые были сформулированы в докладе Международной федерации по правам человека "Восточная Украина - гражданское население под перекрестным огнем" относительно системной и распространенной природы преступлений, осуществляемых на неподконтрольной украинскому правительству территории. Эти проблемы требуют безотлагательного решения. Вооруженный конфликт в Донецкой и Луганской областях Украины привел к серьезным нарушениям прав человека, которые могут достигать уровня международных преступлений . По каждому из таких случаев должно быть проведено надлежащее расследование на национальном или международном уровне, виновные в совершении военных преступлений и преступлений против человечности должны быть установлены и привлечены к ответственности.

Искать на Refworld

Страны