Первое в истории решение международной инстанции по делу о домашнем насилии в Грузии свидетельствует о серьезных недостатках в действиях властей

«Я надеюсь, что правительство Грузии приведет в действие решение и выполнит рекомендации добросовестно. Впервые было установлено, что Грузия несет ответственность за дискриминацию по признаку пола, и это решение должно вызвать дискуссии и ускорить реформы, направленные на прекращение домашнего насилия и системной дискриминации женщин».

Байя Патарая, Союз «Сапари»

На фоне отмечаемого во всем мире Международного женского дня активисты, борющиеся против насилия в семье, призвали к исполнению первого в истории решения международной инстанции в отношении домашнего насилия в Грузии. Решение, вынесенное главным органом ООН, отвечающим за права женщин, касается продолжавшегося в течении долгого времени жестокого насилия, причиненного матери и дочери. Решение является поворотным, поскольку Грузию обязали не только выплатить жертвам компенсацию, но и начать проведение широкомасштабных реформ, направленных на обеспечение политики полного неприятия жестокого обращения с женщинами. По словам Специального докладчика ООН по вопросу насилия в отношении женщин, домашнее насилие традиционно является запретной темой для обсуждения в Грузии. Теперь бывшая советская республика поставлена перед необходимостью ратифицировать Стамбульскую конвенцию Совета Европы - эталон борьбы с насилием в отношении женщин.

Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) представил свои выводы в деле «X и Y против Грузии» (X and Y v Georgia) - первом из касающихся домашнего насилия в Грузии, по которому было вынесено решение международной инстанцией. В данном деле мать (X) и дочь (Y) направили жалобу в связи с тем, что власти не смогли предотвратить, провести расследование и наказать виновного в случае длившегося долгое время жестокого обращения и психологического и сексуального издевательства со стороны бывшего мужа и отца. Это дело совместно вели Европейский центр защиты прав человека (EHRAC) при Мидлсекском университете, и НКО «42 статья Конституции» (Тбилиси).

«Домашнее насилие считается личным делом, а не общественной заботой, особенно в сельских районах… Если женщины - жертвы насилия в семье - решаются не хранить в тайне это зло, то сообщество, в особенности в сельских районах, а также органы правопорядка все равно принуждают оставаться их с насильниками, и в результате женщины не только подвергаются дополнительным преследованиям, но и рискуют опять стать жертвами насилия.»

(Специальный докладчик ООН по вопросу насилия в отношении женщин после посещения Грузии в феврале 2016 г.).

Когда женщины все же сообщают о домашнем насилии в полицию, часто не предпринимается никаких действий - или слишком малое - пока не становится поздно. Грузинские власти начали бороться с этой скрытой формой дискриминации по признаку пола принятием в 2006 г. «Закона о домашнем насилии», в котором говорится, в том числе, о временных мерах защиты, и в соответствии с которым государство обязано предоставлять убежище и социальную поддержку жертвам домашнего насилия и их детям. В соответствии с этим законом власти также должны разъяснить гражданам их права и обязанности государства в отношении насилия в семье. Тем не менее, пока что Грузия не обеспечила тщательное и эффективное исполнение данного закона. Например, широко распространены случаи, когда полиция по привычке закрывает глаза на эпизоды домашнего насилия, или же рассматривает жалобы пострадавших, не следуя правилам и без должного внимания. После того, как организации и активисты защиты прав женщин провели акции протеста вследствие нашумевших убийств женщин их мужьями в 2014 г., власти пообещали сделать приоритетной задачей борьбу с домашним насилием.

Дело «X и Y против Грузии»

Все началось для X с того, когда в 1987 г. ее изнасиловал на вечеринке человек, ставший впоследствии ее мужем. Она вышла за него замуж, считая, что если она потеряла девственность, никто больше не захочет взять ее в жены, поскольку таковы были традиционные общественные представления в Грузии. За годы брака у X родилось пятеро детей. Ее муж часто бил детей в наказание за непослушание и ссоры. Если X пыталась защитить детей, он также набрасывался и на нее саму, или же просто бил ее по мелким бытовым поводам. Муж также подвергал сексуальному насилию X и ее брата. Даже после двух случаев, когда X пришлось обратиться за медицинской помощью, ее многократные жалобы в правоохранительные органы на «супружеские побои» и сексуальное насилие в отношении детей оставались без ответа, и ее мужа ни разу не привлекали к ответственности. Всего однажды его заставили подписать заявления о том, что он не будет больше применять насилие к своей семье, но эти документы не имели силы быть принудительно исполненными.

КЛДЖ установил нарушения властями обязательств в рамках статей 2(b)-(f), в сочетании со статьей 1 и 5(a) Конвенции КЛДЖ, а также общих рекомендаций No. 19 Комитета в отношении насилия против женщин. В эти обязательства входит принятие законодательных и иных мер, запрещающих применение насилия против женщин в виде дискриминации по признаку пола, обеспечение юридической защиты прав женщин наравне с мужчинами, отказ от дискриминации женщин и обеспечение следования этой политике со стороны государственных органов и учреждений, реагирование на частные обращения по поводу насилия в семье, изменение или отмена существующих законов, правил, обычаев или порядков, составляющих дискриминацию женщин, принятие мер по изживанию из общественных и культурных моделей предрассудков и обычаев, основанных на стереотипах ролей мужчины и женщины. В своих рекомендациях Комитет призвал правительство Грузии выплатить соответствующую компенсацию X и Y, гарантировать другим жертвам домашнего насилия предоставление своевременной и адекватной поддержки, в том числе доступ к убежищам и психологическую помощь, повысить общественную осведомленность и принять политику полной нетерпимости к любым проявлениям насилия по отношению к женщинам (в особенности домашнего насилия), проводить обязательную подготовку сотрудников правоохранительных органов, судей и адвокатов по теме национальных и международных обязательств в отношении борьбы с домашним насилием, ратифицировать Стамбульскую Конвенцию Совета Европы.

Комментируя выводы КЛДЖ в данном деле, Специальный докладчик ООН, побывав в Грузии, подчеркнула:

«рекомендации указывают на систематические недостатки, связанные с исполнением законодательных норм и особых мер в отношении насилия против женщин».

Совместно с НКО «42 статья Конституции» EHRAC обсуждал с правительственными должностными лицами и другими НКО те шаги, которые необходимо предпринять для эффективного решения проблем, выявленных в рекомендациях Комитета. Мы надеемся, что те изменения, которые должны последовать за вынесенным решением, помогут многим грузинским женщинам, для которых домашнее насилие до сих пор остается реальностью.

«Это дело является крайне важным достижением как для заявителей, так и для Грузии. Одной из ключевых задач данного дела было привлечь внимание в Грузии к органам ООН, а также укрепить правовую систему и практику в области насилия против женщин. Также это первый положительный прецедент решения международной инстанции в отношении жертв домашнего насилия в Грузии».

Елена Филеева, «42 статья Конституции»


Примечания: Жалоба по делу «X и Y против Грузии» (X and Y v Georgia) была изначально направлена организацией INTERIGHTS, которая представляла интересы заявительниц до своего закрытия в мае 2014 г. КЛДЖ вынес решение по делу 13 июля 2015 г. Дополнительная информация о данном деле и проблеме насилия в отношении женщин в Грузии имеется в разделе «Ресурсы».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.