Сделка Армении в области энергетики с Ираном и Россией

Новая сделка с Ираном открывает для Армении перспективу стать региональным энергетическим центром, особенно, если с Тегерана будут сняты западные санкции, но скептики заявляют, что Россия вряд ли этого допустит.

Соглашение, подписанное 9 августа, предполагает строительство третьей по счету высоковольтной линии электропередач, которая соединит Армению с Ираном. Общая стоимость проекта оценивается в 117 миллионов долларов США, из которых порядка 90 миллионов инвестирует Тегеран.

Большую часть природного газа Армения получает из России, а ее сети газо- и электроснабжения полностью принадлежат Российским компаниям.

Сотрудничество в сфере энергетики с Ираном всегда было меньшего объема, и состоялo в импорте газа для работы электростанций в Армении, которые, в свою очередь, обеспечивали электроэнергией Иран.

Новая линия электропередач предназначена для увеличения дохода Армении от экспорта электричества.

Иранист из Еревана Вардан Восканян считает, что сделка свидетельствует о заинтересованности Тегерана в сотрудничестве с Арменией.

«До сих пор Иран откладывал реализацию этого проекта исключительно из-за скудности финансовых ресурсов в связи с санкциями. Опасения, что после отмены санкций Армения потеряет свою значимость для Ирана - необоснованны», - сказал он IWPR.

Экономист Ваагн Хачатрян менее уверен в этом и опасается, что сразу после отмены санкций иранцы станут более значимыми игроками в регионе.

«Конечно, можно говорить, что Иран в случае отмены санкций, реанимирует отложенные проекты с Арменией. Однако, с другой стороны, необходимо учитывать, что руки Ирана в условиях отмены санкций будут развязаны, и страна может диверсифицировать энергических партнеров», - сказал он.

Некоторые экономисты утверждают, что какими бы ни были намерения Тегерана, следует учитывать амбиции Москвы.

Две крупные российские компании - Газпром и Интер РАО ЕЭС (Объединенные энергетические системы) уже контролируют в Армении распределительные сети газа и электричества для внутреннего потребления, соответственно. В январе 2014 года Газпром получил последние 20% армянской газораспределительной компании, которой он уже полностью владеет.

В июне 2015 года Газпром стал собственником участка трубопровода, по которому армянский газ подается к границе с Ираном.

«Россия вполне может препятствовать свободному энергетическому сотрудничеству Армении и Ирана, если сочтет, что это будет противоречить ее интересам, - сказал Хачатрян. - В связи с этим, проект строительства линии электропередач может повторить судьбу газопровода Иран-Армения. При его строительстве, не без воздействия российской стороны, был сначала резко сужен диаметр трубы, что лишило Армению возможности стать транзитным коридором газа, а затем инфраструктура и вовсе была передана в управление Газпрому».

Газпром уже владеет правами на использование линии электропередач, строительство которых предусмотрено соглашением для экспорта электричества. Компания владеет частью Разданской ТЭС, а соглашение от 18 августа предоставило ей еще и льготные условия для присоединения к новой ЛЭП Иран-Армения, что позволит Газпрому продавать в Иран свое электричество.

Экономист Артак Манукян говорит, что для России это является очередным способом взять под свой контроль весь комплекс экспорта электроэнергии Армении, в том числе и скромные объемы продаж электроэнергии Ирану.

«Это приведет также к усилению политических позиций России в Армении и будет препятствовать распространению влияния Ирана», - добавил он.

Заместитель министра энергетики и природных ресурсов Армении Иосиф Исаян приуменьшил значение последней сделки Газпрома.

«Не имеет значение, какая компания занимается экспортом - российская, иранская или грузинская, - заявил замминистра, на прошедшей недавно пресс-конференции. - Газпром лишь получает возможность подключиться к сетям, использовать часть их мощностей, чтобы находить покупателей … электроэнергии Разданской ТЭС».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.