Последнее обновление: Понедельник, 16 сентября 2019, 13:18 GMT

Ситуация вокруг референдума в Армении остается неопределенной

Версия на английском Nothing Straightforward About Armenian Referendum
Издатель Институт по освещению войны и мира
Автор Армен Карапетян
Дата публикации 29 октября 2015
Индекс документа CRS Issue 795
Цитировать как Институт по освещению войны и мира, Ситуация вокруг референдума в Армении остается неопределенной, 29 октября 2015, CRS Issue 795, доступ по следующему адресу: https://www.refworld.org.ru/docid/564efb1a4.html [последняя дата доступа 20 сентября 2019]

Уже всего через месяц избиратели Армении получат возможность принять решение по новой Конституции, которая, теоретически, должна обеспечить создание более демократической системы, предоставляющей больше полномочий парламенту.

Оппозиционные партии выступают против поправок, которые они считают изворотливым способом сохранения Республиканской партии у власти.

8 октября, спустя три дня после того как парламент принял пакет поправок, президент Серж Саргсян назначил конституционный референдум на 6 декабря.

Документ подержали 104 из 131 члена Национального собрания - парламентское большинство, что, по заявлению республиканцев, означает полное одобрение.

«Хочу обратить ваше внимание на тот факт, что ни одна из оппозиционных партий не проголосовала против в полном составе, а двое из пяти оппозиционных фракций в парламенте заявили, что выступают за поправки», - заявил потом секретарь Республиканской партии Гагик Меликян.

В действительности, большинство оппозиционных политиков бойкотировали голосование или воздержались от участия в нем, а семь депутатов вообще проголосовали против.

«Это не политический консенсус, а антиконституционное голосование, состоявшееся в результате угроз, давления и взяток, и которое не имеет ничего общего с волей армянского народа», - заявил руководитель оппозиционной фракции Армянский Национальный Конгресс (АНК) Левон Зурабян.

Зурабян заявил, что власти готовили почву для проведения референдума еще в начале этого года, вставляя клинья между тремя крупнейшими оппозиционными партиями - АНК, Процветающей Арменией и Наследием. (Для дополнительной информации смотрите: Армянская оппозиционная сила отступает назад)

Как это часто происходит в Армении, оппозиция не смогла выступить по этому вопросу единым фронтом. Большинство парламентариев от Процветающей Армении и Дашнакцутюн на голосовании 5 октября поддержали республиканцев. Один из семи депутатов от АНК и двое из четырех от партии Наследие также проголосовали за принятие поправок.

АНК и Наследие заявили, что могут работать совместно, хотя создали отдельные штабы, которые призывают к отказу от участия в референдуме.

На бумаге пересмотренная Конституция содержит все то, о чем только может просить оппозиция. Более того, в существующей Конституции, принятой в 1995 году, закреплена система, в которой президент наделен многими полномочиями и принимает большинство важных решений. Это обстоятельство было лишь немного смягчено в результате поправок, принятых в 2005 году, которые, по крайней мере, предоставили парламенту право утверждать кандидатуру премьер-министра, которого раньше назначал глава государства.

Новые поправки предполагают усиление роли парламента и сведение роли президента до символической, без права на вето и участия в решении политических вопросов. (Смотрите также: Армения: спорные политические реформы)

Президент отныне будет избираться не народом, а парламентом. Срок президентского правления составит семь лет. По действующей системе, президент Саргсян избран на пять лет и это его второй срок правления, по истечении которого в 2018 году он должен уйти в отставку.

Число депутатов парламента сократится от 131 до 101, и все они будут избираться по пропорциональному представительству. На данный момент 41 депутат избран по мажоритарным округам, а остальные по пропорциональному представительству.

Конституционные поправки включают одно примечательное положение, предназначенное для обеспечения так называемого «устойчивого большинства». На практике это значит, что если ни одна из партий после выборов не сможет сформировать правящее большинство, то состоится второй тур голосования, в котором избиратели должны будут выбирать между двумя партиями или коалициями, набравшими большинство голосов в первом туре.

«Это новое положение является прогрессом для Армении и открывает путь для ее развития в сторону большей демократизации», - заявил Меликян, отметив, что президент Саргсян неоднократно заявлял, что не намерен баллотироваться на третий срок или претендовать на пост премьер-министра и спикера парламента.

Оппозиция опасается, что по этой системе правящая партия и ее лидер даже после его отставки с поста президента, будут постоянно одерживать победу на парламентских выборах. В настоящее время Республиканская партия занимает в парламенте 70 мест и, таким образом, представляет собой абсолютное большинство.

Активист гражданской инициативы «Не проведете!» Грайр Манукян скептически относится к тому, что за конституционными поправками стоят благие намерения.

«Трудно верить республиканцам, которые 16 лет у власти и на протяжении этого времени трижды сфальсифицировали президентские и парламентские выборы, - сказал он IWPR. - Теперь представители этой партии говорят, что думают лишь о демократизации. Серж Саргсян не станет премьер-министром, президентом или спикером парламента. Он будет лидером партии и будет управлять страной, точно так же, как первые секретари коммунистической партии при Советском Союзе. Положение о втором туре свидетельствует именно об этом».

К голосам, выступающим против конституционной реформы, сейчас присоединился и Роберт Кочарян, который занимал пост президента Армении до Саргсяна, бывшего тогда его союзником, и в 2008 году сыграл решающую роль в утверждении у власти Саргсяна.

«Проект Конституции содержит значительные риски, которые скатят страну к де-факто однопартийной системе, а значит и к политической монополии и застою», - сказал он.

Он провел аналогию с советским периодом, когда Конституция была «полна красивых слов», а в действительности Коммунистическая партия монополизировала власть.

Эксперт Центра международных и политических исследований Рубен Меграбян считает, что конституционные поправки, скорее всего, будут утверждены на референдуме, поскольку оппозиция слишком слаба, чтобы противостоять этому.

«Конечно же, данные изменения являются шагом назад от демократии, - сказал Меграбян IWPR. - Но вопрос в том, сумеет ли система власти создать предсказуемую для себя и стабильную ситуацию подобными изменениями. В наше крайне нестабильное время это сомнительно».

Искать на Refworld

Страны