День защиты прав человека в Армении: нет повода для радости

По словам правозащитников, после того как страна, будучи членом Евразийского экономического союза, взяла ориентир на Россию, уважение правительства Армении к правам человека заметно уменьшилось.

Ко Дню защиты прав человека 10 декабря, который посвящен принятию Всеобщей декларации прав человека в 1948 году, IWPR спросил армянских правозащитников о том, повлекла ли переориентация в сторону Москвы какие-либо изменения. По общему мнению, оказалось, что после вступления в Евразийский блок в январе, произошел целый ряд жестких нарушений прав человека, в частности, касающихся свободы собраний и высказываний.

Руководитель общественной организации Защита прав без границ Айкуи Арутюнян утверждает, что после того как европейская интеграция и сопутствующая ей детальная проверка соблюдения международных стандартов были сняты с повестки дня, правительство «расслабилось».

«Критерии, которые поставили перед нами сейчас, ниже, чем те, которые были у нас до вступления в ЕЭС, – сказала она IWPR. – Для достижения более высоких результатов необходимо прилагать усилия, что приводит к качественным изменениям, однако при низкой планке, ты не чувствуешь обязательств».

Несмотря на тесные и долгие взаимоотношения с Москвой, десять лет тому назад Армения предприняла несколько шагов в сторону большей интеграции с Европейским Союзом. Армения была включена в политику Европейского соседства с 2004 года, в 2009 – в программу Восточного партнерства, а затем начала вести переговоры с ЕС по Соглашению об Ассоциации – все это предполагало внесение поправок в законодательство по различным аспектам защиты прав человека.

Переговоры по Соглашению об Ассоциации, длившиеся четыре года, были резко заморожены после неожиданного заявления президента Сержа Саргсяна о том, что Армения вступает в Таможенный союз – предшественник Евразийского экономического союза. Армения присоединилась к России, Беларуси и Казахстану в качестве члена-учредителя в январе, когда был создан союз. (Киргизия вступила в блок в мае).

В апреле, по подозрению в подготовке антиправительственных беспорядков в день 100-летней годовщины Геноцида армян, вместе с несколькими соратниками был задержан лидер движения Учредительный парламент Жирайр Сефилян.

Председатель Ванадзорского офиса Хельсинкской Ассоциации Артур Сакунц заявил, что уголовное дело против подозреваемых было возбуждено с тем, чтобы оказать давление на оппозиционную партию, ограничить ее активность и сделать ее более управляемой. Подозреваемые были освобождены в начале мая, спустя несколько дней после того как Нью-Йоркская организация Human Rights Watch опубликовала письмо против их ареста.

Несмотря на это Сакунц заявил: «Они продолжают рассматриваться как нарушители общественного порядка, и на этом основании продолжается их уголовное преследование».

Ключевым событием в этом насыщенном году стала массовая демонстрация в столице Ереване из-за повышения тарифа на электроэнергию. 23 июня армянская полиция применила грубую силу для разгона демонстрантов с центрального проспекта столицы. Было задержано почти 240 человек, в том числе и журналисты. Более двух десятков участников акции протеста были доставлены в больницу с переломами и ушибами.

Действия полиции оказались контрпродуктивными, поскольку они лишь подстегнули протестное движение, которое продолжилось до июля, когда президент Серж Саргсян обязался устранить основные проблемы. (Смотрите: Завершение протестов в Армении: перемирие или ничья?)

Полиция Армении заявила, что вследствие действий, произошедших 23 июня, против одного из ее сотрудников было возбуждено уголовное дело, а 12 получили выговор.

По словам Арутюнян, организация которой представляет интересы десяти участников акции протеста, которых задержали после инцидента и предъявили им обвинение, практически ничего не известно о каких-либо мерах, предпринятых в отношении данных сотрудников полиции.

«У нас нет информации, были ли допрошены полицейские, – сказала она. – По фотографиям и видеозаписям мы обозначили полицейских, которые непосредственно совершают насилие – наносят удары или тащат людей».

По словам Арутюнян, ее организация выступила с предложением представить это доказательство для внутреннего полицейского расследования, но ей было отказано в этом.

«Ничего не предпринимается для того, чтобы выявить виновных», – добавила она.

Сакунц утверждает, что высокопоставленные чиновники полиции открыто дали приказ уничтожить материалы журналистов о действиях полиции 23 июня. Он считает, что инцидент стал беспрецедентным проявлением беззакония за последние годы.

Председатель Комитета по защите свободы слова Ашот Меликян утверждает, что 2015 год был крайне напряженным для СМИ, и его кульминацией стали усилия властей по превенции распространения материалов о действиях полиции в отношении демонстрантов.

По его словам, заявления властей о существовании в Армении свободы слова противоречат оценкам таких международных структур, как ООН, Совет Европы, ОБСЕ, Freedom house и других.

«Эти данные показывают, что ситуация действительно ухудшилась, уважение к свободе слова и деятельности журналистов снизилась», – сказал Меликян.

Меликян отмечает, что насилие в отношении журналистов также происходило и 6 декабря – в день конституционного референдума в Армении . По его словам, было зарегистрировано два случая физического насилия и 11 случаев препятствия профессиональной деятельности журналистов.

«Прокуратура и полиция активно реагировали на сообщения в СМИ о нарушениях, – сказал Меликян. – Однако у меня нет уверенности в том, что процесс будет контролироваться и, самое главное, нет доверия к его результатам и последствиям».

С критикой референдума выступила и Парламентская ассамблея совета Европы. Она заявила, что в списки избирателей были внесены имена умерших или лиц, проживающих на постоянной основе за границей, имел место масштабный «подкуп» избирателей и использование избирательной «карусели», когда одни и те же люди голосуют на нескольких избирательных участках и бросают много бюллетеней в избирателные урны.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.