Хадиджа Исмаил: «Они меня не сломят»

«Они меня не сломят», - заявляет азербайджанская журналистка, приговоренная к тюремному заключению

Спустя девять месяцев после ареста по одному обвинению, азербайджанская журналистка Хадиджа Исмаил, известная своими расследованиями, была осуждена по совсем другой статье.

1 сентября суд города Баку приговорил Исмаил к семи с половиной годам тюремного заключения.

Когда она была арестована в начале декабря 2014 года, то ей предъявили обвинение в «доведении до самоубийства». Прокуратура не смогла довести дело конца, потерпевший перед судом и на самом заседании отказался от своего иска против Исмаил, заявив, что он был подан под принуждением.

Но вместо того чтобы освободить Исмаил, против нее были выдвинуты новые обвинения в хищении и уклонении от уплаты налогов и она несколько месяцев провела в предварительном заключении. Она была приговорена к максимальному сроку наказания, предусмотренному за экономические преступления, которые были выдвинуты и против других критиков правительства, включая Лейлу и Арифа Юнус.

Она была оправдана по обвинению в доведении до суицида. Ее адвокат Фариз Намазлы расценивает это как шаг вперед, поскольку азербайджанские суды, как правило, выносят обвинительные приговоры. «Очевидно, они не хотели, чтобы вердикт был абсолютно нелепым», - добавил он.

Намазлы намерен обжаловать приговор.

Исмаил всегда утверждала, что она подверглась преследованию из-за детальных расследований финансовых махинаций высшего руководства Азербайджана.

В последнем слове в зале суда Исмаил сказала о том, что судебный процесс раскрыл правду - «уголовное дело было сфабриковано, на свидетелей оказывалось давление, признательные показания были получены под принуждением, а в некоторых случаях и посредством подделывания подписей».

По ее словам, власти ничего не смогут с ней сделать. «Они влезли в мою частную жизнь, но это меня не сломило. Они шантажировали меня, но я не поддалась. Меня не сломит даже приговор к 15 или 25 годам тюремного заключения», - сказала она.

Представители прокуратуры постоянно перебивали Исмаил, но она продолжала говорить. Судьи покинули зал суда, не выслушав ее до конца.

Мать Исмаил Эльмира была одной из немногих, кому разрешили присутствовать в зале суда.

«Хадиджа очень стойко выслушала приговор, как всегда с улыбкой, - сказала она после суда. - Люди, которые борются за правое дело, могут перенести лишения и наказание. Они заключили ее в тюрьму, но не смогут заставить ее молчать».

Руководитель оппозиционной партии Али Керимли заявил, что власти заключили журналистку в тюрьму «в отместку за ее расследования» и «для предотвращения разглашения информации об их коррупционной деятельности».

«Но они ошиблись, - продолжил он. - Члены международной организации, занимающейся журналистскими расследованиями, сейчас работают над незавершенными делами Хадиджы. После ее ареста, было опубликовано пять или шесть громких расследований».

Информацию о продолжающихся расследованиях можно посмотреть на Проект Хадиджа.

Совет президента Ильхама Алиева по политическим вопросам Али Гасанов заявил, что любые попытки «политизировать» судебный процесс, закончиться разочарованием. Информационному агентству АПА он сообщил, что помимо всего прочего Исмаил была признана «виноватой по всем пунктам» в преступлениях, не имеющих отношения к журналистике.

Он заявил, что правительство Азербайджана занято созданием независимых СМИ, способствующих беспрепятственной работе журналистов. По его словам, журналисты никогда не подвергались преследованиям из-за своей деятельности, и подобные предположения являются «неприемлемой попыткой исказить действительность».

Гасанов возложил вину на «определенные международные организации, официальных представителей некоторых стран и ряд международных правозащитных организаций».

Он мог бы продолжить, но составленный им список различных ведомств, которые осудили вердикт, действительно был внушительным.

Госдепартамент США заявил, что он «глубоко обеспокоен» вынесенным приговором и «сообщениями о нарушениях в ходе следствия и судебного разбирательства, в том числе очевидного исключения свидетельских показаний и других ключевых доказательств».

«Этот случай стал еще одним примером в широкой тенденции ограничений прав человека в Азербайджане, в том числе ограничения свободы прессы», - сказано в заявлении.

Представители Совета Европы и Организации по безопасности и сотрудничестве в Европе, членами которых является Азербайджан, высказались в том же духе.

В заявлении генерального секретаря Совета Европы Турбьерна Ягланда сказано, что он потребовал предоставить ему все детали судебного разбирательства, и говорил о «систематических недостатках в судебной системе Азербайджана и вызывающей беспокойство тенденцией увеличения количества дел против правозащитников и журналистов, что оказывают негативное воздействие на свободу слова в стране».

Председатель Комитета Парламентской ассамблеи ОБСЕ по демократии, правам человека и гуманитарным вопросам Изабель Сантос призвала к незамедлительному освобождению Исмаил.

«За свою журналистскую деятельность госпожа Исмаилова получила несколько наград. Сегодня от системы правосудия своей страны она получила в награду суровый тюремный срок. Мне очевидно, что это ответ на работу госпожи Исмаиловой для приведения лидеров ее страны к ответственности, есть политический мотив. С каждым журналистом, правозащитником и лидером гражданского общества, который был подвергнут преследованию или заключен в тюрьму, Азербайджан все дальше и дальше отдаляет себя от демократических ценностей и обязательств ОБСЕ в области человеческих прав», - заявила Сантос.

Организации Reporters Without Borders и Human Rights Watch также опубликовали жесткие заявления, а последняя призвала лишить Азербайджан права голоса в Парламентской ассамблее Совета Европы. Исполнительный директор Human Rights Watch, Кеннет Рот заявил, что приговор «демонстрирует намерение азербайджанских властей искажать законы ради отмщения критикам».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.