Последнее обновление: Вторник, 15 октября 2019, 08:15 GMT

Армения: Может ли Россия разбить мечту Еревана об иранских инвестициях?

Издатель Информационный ресурс ЕвразияНет (EurasiaNet)
Автор Гаянэ Абрамян
Дата публикации 18 июля 2015
Цитировать как Информационный ресурс ЕвразияНет (EurasiaNet), Армения: Может ли Россия разбить мечту Еревана об иранских инвестициях?, 18 июля 2015, доступ по следующему адресу: https://www.refworld.org.ru/docid/55ffce104.html [последняя дата доступа 15 октября 2019]
ОговоркаДанный документ не является публикацией УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет за нее ответственности и не обязательно одобряет ее содержание. Мнения, изложенные в данной публикации, принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отображают взгляды УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или государств-членов.

В Армении надеются, что отмена международных санкций в отношении Ирана позволит реализовать ряд стратегически важных инвестиционных проектов. Но армянские аналитики предупреждают, что Россия - давний соперник Ирана в регионе - может помешать Еревану осуществить эти планы.

Хотя конкретного графика снятия санкций нет, ООН может рассмотреть данный вопрос уже на следующей неделе, при условии, что Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) подтвердит, что Тегеран прекратил свои ядерные исследования в соответствии с положениями договора, подписанного 14 июля с США, Великобританией, Китаем, Россией, Францией и Германией.

На этом фоне инвесторы занялись подготовкой планов. Особенно большие ожидания испытывают в Армении, с начала 1990-х годов страдающей от введенной Азербайджаном и Турцией экономической блокады. На протяжении более 20 лет через Иран шел один из всего двух открытых для Армении маршрутов во внешний мир. Значительное расширение торговых связей с Ираном могло бы практически свести на нет эффект азербайджано-турецкой блокады.

В последние годы было сложно искать финансирование для совместных армяно-иранских проектов. Одним из приоритетов Еревана является постройка 470-километровой железной дороги из Ирана к грузинскому побережью Черного моря через территорию Армении. Предполагаемая стоимость проекта составляет $3,2 млрд.

Правительство Армении на протяжении последних нескольких лет вело переговоры по поводу данного проекта с рядом потенциальных инвесторов, включая Китай, объявивший в 2014 году о создании $40-миллиардного фонда для развития транспортной инфраструктуры между Азией и Европой.

Ереван надеется, что развитие инфраструктуры станет приоритетом и для возглавляемого Россией Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в который Армения вступила в начале этого года. В своей речи 9 июля на саммите Шанхайской организации сотрудничества в Уфе президент Армении Серж Саргсян отметил, что данная железная дорога могла бы «предоставить» ЕАЭС «прямой доступ к Индийскому океану через Персидский залив».

По мнению некоторых армянских экспертов, более выполнимым представляется проект строительства ГЭС на реке Аракс на армяно-иранской границе. Москва пока не высказала никаких возражений по его поводу.

Но Ереван придает большее значение вышеупомянутой железной дороге. Член коллегии Евразийской экономической комиссии Ара Нранян считает, что Армения «может стать транспортным узлом», соединяющим Иран с ЕАЭС, сообщил сайт Tert.am.

Запуск железнодорожного проекта «крайне важен» для Еревана как со стратегической, так и с экономической точки зрения, т.к. он сделал бы азербайджано-турецкую экономическую блокаду «бессмысленной», подчеркнул Вардан Восканян, заведующий кафедрой иранистики Ереванского государственного университета.

Находящаяся в собственности российского правительства компания «Российские железные дороги» (РЖД) получила право управлять железными дорогами Армении до 2038 года. Компания уже дала понять, что лишняя конкуренция ей не нужна. Еще до объявления о заключении договора относительно ядерной программы Ирана глава РЖД Владимир Якунин сказал, что железная дорога из Ирана в Армению не будет «продуктивной».

«Это как прорубить в стене окно в никуда… в стену соседнего дома», - заявил Якунин изданию ArmInfo в июне. Компания больше заинтересована в строительстве дороги в Иран через Азербайджан, сообщил он новостному агентству «Регнум» в 2014 году.

Когда министра связи и транспорта Армении Гагика Бегларяна попросили в конце июня прокомментировать слова Якунина, он заявил, что «позиция Армении неизменна».

«Данная железная дорога является очень важной, и следует приложить все усилия для поиска инвесторов и реализации проекта», - сказал он EurasiaNet.org. Иранская сторона пока никак не прокомментировала данный вопрос.

Торговый оборот Армении с Россией в 2014 году составил $1,4 млрд, а с Ираном - всего $291 млн. В прошлом году Иран являлся пятым по значимости внешнеторговым партнером Еревана, причем около 70% взаимного товарооборота пришлось на импорт из Ирана.

По прогнозам Арсена Газаряна, президента Союза промышленников и предпринимателей Армении, отмена санкций приведет к резкому росту торговли с Ираном и будет способствовать развитию работающих в Армении иранских малых предприятий.

«Были предприняты некоторые шаги и инициированы определенные переговоры в этой сфере», - сказал он EurasiaNet.org, не вдаваясь в подробности.

На данный момент в Армении функционируют около 3 тыс иранских фирм, как правило мелких. Прямые инвестиции в 2014 году, по официальным данным, составили всего 45,6 млн драмов (около $109756).

Тем не менее, опрошенные EurasiaNet.org иранские предприниматели с оптимизмом смотрят в будущее. Саид Санаи, с 2005 года владеющий в Ереване фирмой, занимающейся коврами и настилкой полов, говорит, что теперь «легче будет переводить деньги» и повысятся шансы «получить ссуды от наших банков на более благоприятных условиях для расширения нашего бизнеса здесь».

Но экономист Ашот Егиазарян, преподающий в Армянском государственном университете экономики, выразил сомнение в том, что Армении удастся в полной мере реализовать потенциал торговли с Ираном. По его словам, присоединившись к ЕАЭС, Армения «потеряла право независимо принимать решения».

Политический аналитик и руководитель Армянского института по вопросам международной безопасности Степан Сафарян согласен с подобной точкой зрения. На его взгляд, Россия, скорее всего, видит в Иране потенциальную угрозу своим интересам в Закавказье, особенно в энергетической сфере.

В июне правительство Армении продало 40-километровый отрезок газопровода из Ирана армянскому подразделению российского энергетического гиганта «Газпром», контролирующему поставки и распределение газа в республике. «Газпром» ранее требовал сокращения диаметра этого газопровода.

По мнению Сафаряна, передача газопровода являет собой предупреждение в адрес Армении со стороны России «не особо увлекаться возможностями сотрудничества с Ираном».

«Углубление иранско-армянских отношений в значительной степени зависит от российско-армянских отношений и решений Кремля», - добавил он.

В соответствии с подписанным в 2013 году договором с «Газпромом» Армении запрещено покупать газ у других поставщиков до 2043 года.

Искать на Refworld