Казахстан: Закрытие газеты – это удар по свободе слова

21 апреля 2014 г. суд в Алматы вынес решение о закрытии AssandiTimes - одной из немногих оставшихся в Казахстане независимых газет. Этот шаг был предпринят на фоне ряда инициатив последнего времени по ужесточению контроля за свободой выражения мнений и СМИ, отмечает Хьюман Райтс Вотч. Международная правозащитная организация призвала власти Казахстана незамедлительно инициировать отмену судебного решения.

ЕженедельникAssandiTimes с тиражом около 7,5 тыс. экз. был признан судом частью единого СМИ «Республика», запрещенного в декабре 2012 г. За последние месяцы в Казахстане по не связанным с «Республикой» поводам были приостановлены или закрыты еще несколько периодических изданий, в том числе в феврале - «Правдивая газета».

«Это абсурдное дело показывает, насколько далеко власти Казахстана готовы пойти, чтобы нейтрализовать критику,» - говорит Хью Уильямсон, директор Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. «Евросоюз и США должны ясно обозначить, что они не намерены безучастно наблюдать за тем, как власти расправляются с остатками независимых и оппозиционных СМИ».

«Республика» и связанные с ней газеты и сайты были закрыты в декабре 2012 г. после того, как различными судами было признано, что они составляют «единое СМИ», «возбуждающее социальную вражду» и «пропагандирующее насильственное свержение правительства». «Республика» освещала продолжительную забастовку нефтяников в 2011 г., вылившуюся в декабре того же года в столкновения в Жанаозене на западе Казахстана.

Редакция AssandiTimes не была информирована о судебном деле против издания до 2 апреля, когда в офис пришли судебные исполнители и изъяли весь находившийся там тираж. Об этом Хьюман Райтс Вотч сообщила журналист газеты Оксана Макушина. Судебные исполнители предъявили определение суда от 1 апреля о приостановлении издания и распространения газеты до окончательного судебного решения по ее закрытию. По словам Макушиной, в газете никто ничего не знал ни об иске, ни об определении, поэтому на начальном этапе газета была лишена возможности защищать свои интересы.

На слушаниях 15 апреля, на которых присутствовал сотрудник Хьюман Райтс Вотч, прокурор заявил, что AssandiTimes следует признать частью единого СМИ «Республика» и на этом основании закрыть. Прокурор указал на то, что в AssandiTimesработают несколько журналистов, ранее работавших в «Республике», частично совпадает состав редколлегии AssandiTimesи«Республики», и что некоторые статьи публиковались в обоих изданиях. Ничто из вышеперечисленного не является нарушением закона. Никаких фактов правонарушений прокурор в суде не представил.

«Закрытие AssandiTimes на основании связей с 'Республикой', а не на основании каких-либо конкретных нарушений - это явная попытка преследования за критическую позицию, - говорит Хью Уильямсон. - Такое решение суда равносильно запрету на профессию в отношении самих журналистов».

Дело против AssandiTimes разворачивалось на фоне общего подавления на свободу выражения мнений и СМИ в Казахстане, отмечает Хьюман Райтс Вотч.

15 апреля полиция пыталась помешать журналистам освещать мирную акцию протеста у Генеральной прокуратуры: им не давали снимать и оттесняли в сторону, тем самым, оставив журналиста видеопортала 16/12 Виктора Гудзь с раной на лбу. Он заявил коллегам, которые присутствовали на месте, что полицейские, заломив ему руки, заставили его выключить видеокамеру.

12 апреля в СМИ прошло заявление главного редактора независимой западноказахстанской газеты «Уральская неделя» Лукпана Ахмедьярова о том, что сайт его газеты недоступен пользователям интернета в Казахстане. Ахмедьяров выразил свою обеспокоенность Хьюман Райтс Вотч, предположив, что причиной могло послужить освещение «Уральской неделей» форума с критикой членства Казахстана в Евразийском Таможенном союзе. Через несколько дней сайт вновь стал доступен.

Журналисты в Казахстане нередко сталкиваются с исками о диффамации и крупными штрафами, однако в марте правоохранительные органы пошли на беспрецедентный шаг, предъявив журналисту AssandiTimes Наталье Садыковой, ранее работавшей в западноказахстанском городе Актобе, уголовное обвинение в клевете. Ей может грозить до трех лет лишения свободы.

В СМИ сообщалось, что бывший депутат парламента написал заявление на Садыкову и потребовал компенсации морального вреда, утверждая, что в декабре 2013 г. та под псевдонимом Бахыт Ильясовой опубликовала в «Республике» статью, ложно обвинив его в коррупции. Опасаясь уголовного преследования, Садыкова с семьей в начале марта покинула Казахстан. 17 марта был выдан ордер на ее арест. В интервью, опубликованном на Forbes.kzуже после ее отъезда, она отрицала авторство этой статьи.

«Журналисты в Казахстане и так находятся под жестким давлением, - говорит Хью Уильямсон. - Но вместо того чтобы оградить их от притеснений и неоправданных ограничений на их важную работу, власти манипулируют законом, применяя его против самих журналистов».

Хьюман Райтс Вотч и другие местные и международные правозащитные организации, включая «Адил соз», призывают правительство Казахстана отменить уголовную ответственность за клевету.

Однако в проекте нового Уголовного кодекса, 9 апреля прошедшего второе чтение в парламенте, уголовная статья о клевете сохранена, причем с ужесточением санкций. Например, часть 1 статьи 130 проекта вводит наказание в виде лишения свободы до одного года и повышает штраф с 200 до 1 тыс. месячных расчетных показателей (USD2 270 - USD11 350).

Проект нового УК также, среди прочего, вводит более жесткие санкции за оскорбление должностных лиц, вводит уголовную ответственность за «распространение ложной информации» и расширяет охват неконкретного и уже и без того слишком широкого уголовного состава «возбуждение социальной вражды». Комитет ООН по правам человека выразил озабоченность в связи с положениями уголовного кодекса об оскорблении чести и достоинства должностных лиц и призвал Казахстан привести законодательство в соответствие с Международным пактом о гражданских и политических правах.

Каждое из этих положений чревато для журналистов и других уголовным преследованием за журналистские расследования резонансных проблем, таких как коррупция и нарушения прав человека, а также за критику правительства или высокопоставленных политиков, в то время как все это относится к важнейшим функциям прессы, отмечает Хьюман Райтс Вотч.

Вступившее в силу 12 апреля постановление правительства «Об утверждении Правил применения дополнительных мер и временных ограничений в условиях чрезвычайного положения» разрешает цензуру при чрезвычайном положении, давая властям право предварительного одобрения печатных материалов и теле- и радиопрограмм и приостановления или прекращения выхода СМИ при минимальном судебном надзоре.

11 апреля представитель ОБСЕ по свободе СМИ Дунья Миятович выразила серьезную обеспокоенность предлагаемыми изменениями в законодательство, а также поправкой в закон о связи, которая «может привести к неоправданным ограничениям публичных дебатов в СМИ и доступа к интернету». Она призвала власти Казахстана «пересмотреть эти изменения».

«Отступая от законодательных гарантий на свободу слова, правительство Казахстана подрывает один из главных столпов свободного общества, - говорит Хью Уильямсон. - Власти должны прекратить свои бесконечные посягательства на свободу слова и позволить гражданам страны говорить и писать так, как на это вправе рассчитывать любой человек в демократическом обществе».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.