Казахстан: Народное движение борется с мельницами несправедливости

Олеся Халабузарь проводит свои рабочие дни под плакатом с изображением Фемиды, богини правосудия. Этот символ лежит в основе ее политического движения под названием «Справедливость».

«Все очень просто, - сказала эта 37-летняя женщина и давняя политическая активистка в беседе с EurasiaNet.org в своем небольшом арендованном офисе в Алматы, коммерческой столице Казахстана. - Цель партии - это достижение справедливости. Справедливости правовой, социальной справедливости и, естественно, правозащитной справедливости».

В подобных целях есть что-то донкихотское, т.к. страна известна нарушениями политических и гражданских прав, а также разгулом коррупции. Но это не пугает ее нарождающееся движение, бросающее перчатку президенту Нурсултану Назарбаеву, требуя, чтобы он считался с голосом народа.

«Справедливость» появилась на свет в удачный с политической точки зрения момент. Страна столкнулась с экономическими трудностями, подкосившими оптимизм казахстанцев по поводу светлого будущего за счет продажи нефти и прочих природных ресурсов.

Момент учреждения движения может сыграть ему на руку. Все подлинно оппозиционные силы в республике подавили. Между тем экономический рост замедляется, национальная валюта тенге продолжает ослабляться, а уровень жизни падает. В этих условиях маленькая партия вроде «Справедливости» может многого добиться.

В августе, на фоне закрытия последней функционирующей оппозиционной партии по чисто формальному поводу, «Справедливость» заявила о намерении официально зарегистрироваться в качестве политической партии.

Падение Коммунистической партии Казахстана (КПК) стало последним эпизодом в «истории маргинализации и упадка оппозиции», как высказался Рико Айзекс (Rico Isaacs) из университета Оксфорд Брукс, написавший книгу о политических партиях Казахстана.

Некоторые партии закрыли, часть правительство подчинило себе, а прочие развалились по причине внутренних конфликтов и давления со стороны властей, объяснил Айзекс.

Кроме правящей партии «Нур Отан» в парламенте также представлены две ручные проправительственные партии - якобы ориентированная на предпринимателей «Ак Жол» и Коммунистическая народная партия, радикальная альтернатива ныне запрещенной КПК.

Теперь правительство критикуют только отдельные гражданские активисты. Но двоих наиболее голосистых из них уже бросили за решетку по обвинению в разжигании межнациональной розни.

«Справедливость» пока не является политической партией, по крайней мере, официально. Число ее членов составляет 1 тыс человек, что намного меньше необходимых для регистрации 40 тыс. Кроме того, опыт показывает, что без благословения правительственных чиновников с регистрацией могут начаться проблемы даже если удастся набрать нужное количество сторонников.

Халабузарь можно назвать политическим ветераном, учитывая ее работу в оппозиционных объединениях вроде ныне закрытой Социал-демократической партии Казахстана и партии «Алга!», проведшей годы в подвешенном с юридической точки зрения состоянии, пока ее не запретили в 2012 году.

У оппозиционных партий часто имелись богатые закулисные спонсоры. Например, «Алга!» была тесно связана с врагом Назарбаева Мухтаром Аблязовым, ныне сидящим в тюрьме во Франции и борющимся за то, чтобы его не экстрадировали.

Но, по словам Халабузарь, у «Справедливости» нет могущественных покровителей, и она сама себя финансирует. Она также со смехом отметает обвинения критиков в том, что ее движение якобы берет деньги и у Вашингтона, и у Москвы.

На другом конце политического спектра также имеются подозрения касательно «Справедливости».

Халабузарь решительно отвергает слухи, что ее партию придумали в правительстве в рамках усилий по созданию искусственных карманных оппозиционных движений. Она утверждает, что «Справедливость» уже отклонила поступившее от Коммунистической народной партии предложение объединиться.

По утверждению Халабузарь, «Справедливость» «поднимается из народа», т.к. выросла из активистской организации под названием «Общество молодых профессионалов», учрежденной десять лет назад и известной тем, что берется за различные общественные дела, от борьбы с несправедливостью в судебной системе до антикоррупционных кампаний и защиты окружающей среды.

Девиз «Справедливости» отражает ее народные корни: «Из народа и для народа!»

Движение иронично называет себя «партией реформистов и консерваторов», что отражает разнообразие ее членского состава - от активистов до молодых специалистов и от недовольных пенсионеров до борцов с судебной системой.

«У нас много инициативных людей, которые готовы реально что-то делать, реально что-то поменять», - сказал в разговоре с EurasiaNet.org Михаил Сметанкин, 26-летний юрист и полный энтузиазма активист партии.

Стремление изменить ситуацию разделяют и члены партии более старшего поколения.

«Мы озабочены тем, какое наследство после себя оставим своим потомкам», - сказала пенсионерка Руфина Галимзянова. - Основная моя цель - чтобы последующим поколениям было лучше, чем нам».

Оппозиционным партиям в Казахстане часто не удавалось четко сформулировать платформу, которая отражала бы чаяния народа, но «Справедливость» считает, что справилась с этой задачей. Партия опубликовала 27 предложений в различных сферах, от экономики до юриспруденции и судебной системы. Все эти предложения основаны на результатах бесед с 2,5 тыс граждан.

Партия стремится наладить диалог, а не вступать в конфронтацию, подчеркнула Халабузарь во время презентации вышеупомянутых предложений в Алматы 11 ноября, призвав Назарбаева включить их в список задач, которые будут представлены в его следующем ежегодном обращении к нации.

«Справедливость» позиционирует себя в качестве либерально-демократической партии, и призывает принять меры по смягчению негативного влияния экономического кризиса на обычных людей и провести глубокие реформы правоохранительных органов и судебной системы.

Многие требования партии не являются конфронтационными и повторяют пункты из 100 шагов Назарбаева. Но некоторые идеи - например, призыв снять с должности 95 конкретно названных судей - несомненно могут привести к трениям.

Платформа «Справедливости» примечательна тем, что практически лишена политических требований, за исключением введения гендерных квот для обеспечения большего участия женщин в управлении страной. По словам Халабузарь, это основано исключительно на прагматизме. В сложившихся условиях изменение политической системы возможно лишь с позволения Назарбаева.

Но это не указывает на отсутствие у партии высоких устремлений, а, скорее, наоборот. Халабузарь утверждает, что «Справедливость» старается изменить мировоззрение людей и сделать так, "чтобы наша власть, которая считает всех быдлом, поняла, … что должна уважать граждан Казахстана».

И каждый должен принять участие в этом процессе. Люди «забиты и чувствуют себя никем и ничем в этой стране, считают себя абсолютно бесправными перед властью, - заявила она. - Но пока мы из рабов не превратимся в собственников, …. мы не сможем потребовать свои права».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.