Между исламом и традициями

После 20 лет равнодушного отношения к религии руководство Киргизии заявило о "тревожной" ситуации в этой сфере: различные исламские течения смывают национальные культурные особенности киргизского населения и даже якобы угрожают существованию государства. Президент Алмазбек Атамбаев поручил создать новую концепцию государственно-религиозных отношений. Эксперты приветствуют намерение власти взять под контроль религиозную ситуацию, но сильно сомневаются в компетентности чиновников.

На специально созванном для обсуждения проблем религии Совете обороны больше всех от президента досталось исламу, как наиболее, по его словам, "проблемной конфессии", хотя немного он покритиковал и христианские секты.

По разным оценкам, в Киргизии около 80 процентов граждан являются мусульманами, и в последние десять лет наблюдается активная исламизация некогда умеренно-религиозного киргизского народа. Опасения вызывают растущее влияние радикальных ячеек, рост числа экстремистов, обучение взрослых и детей в различных военизированных лагерях в арабских странах и неконтролируемое финансирование из-за рубежа легальных и подпольных исламских организаций. При этом среди мусульман невысок авторитет крупнейшей религиозной организации - Духовного управления мусульман Киргизии (ДУМК), в которой с 2010 года сменилось три руководителя из-за коррупционных и сексуальных скандалов.

Культура киргизов против культуры арабов?

По словам президента Киргизии Алмазбека Атамбаева, некоторые политики вместе с религиозными организациями пытаются использовать ислам в качестве "политического оружия":

- В некоторых странах религию используют в качестве политического оружия, однако ни к чему хорошему это не приведет. Подобные примеры можно увидеть в Сирии, Египте, Афганистане и Ираке. В этих государствах население разделилось пополам и воюет между собой. В последнее время и в Киргизии политиками вместе с религиозными организациями принимаются попытки использовать религию для политических целей. Это плохое явление, попытки которого необходимо пресекать!

Алмазбек Атамбаев в то же время дал понять, что, по его мнению, среди киргизских мусульман уже наблюдается раскол, который грозит исчезновением народа и государства:

- У нас есть люди, которые путают ислам с культурой арабов, Бангладеша и Пакистана. Они отказываются от национальных традиций и одежды и навязывают чуждые киргизскому народу обычаи и совершенно неподходящую нам одежду. На улице стало много бородатых, а также мужчин и женщин, которые носят арабские одеяния. Безусловно, мы - мусульмане. Это религия наших предков. Но в то же время мы должны не забывать, что мы - киргизы. С каждым днем растет число тех, кто хочет заставить забыть традиции наших предков. Если мы позволим это, то мы потеряем страну, мы потеряем народ.

Глава Киргизии напомнил, что государство имеет полное право вмешиваться в деятельность религиозных организаций, и если возникнет серьезная угроза обществу и стране, то оно этим правом воспользуется. Но Атамбаев выразил надежду на то, что взаимодействие государства с религиозными организациями позволит киргизскому обществу жить в мире и согласии:

- У нас есть шанс найти собственную уникальную модель взаимодействия государственных органов и религиозных организаций, при которой, не ущемляя прав и свобод граждан, мы обеспечим безопасность, не допустим конфликтов на религиозной почве, - сказал Алмазбек Атамбаев, призвав всех заинтересованных принять участие в разработке концепции.

Подобные документы уже принимались в 2006 и 2009 годах, но, по словам экспертов, они остались так и нереализованными из-за отсутствия политической воли у руководства страны.

Как считает директор киргизского аналитического центра "Разумные решения" Эсен Усубалиев, впервые за 20 с лишним лет независимости страны президент озаботился ситуацией в религиозной сфере и показывает намерения решать проблемы, но кто займется реализацией концепции и насколько эти люди будут компетентны, неясно:

Давайте будем откровенны: у нас много людей в правительстве, в чьем профессионализме можно усомниться

- Единственная проблема - в государстве сейчас пока не сформирована команда, которая могла бы осуществлять это на профессиональном уровне и со знанием религиоведения - не только ислама, но и православия, христианства в целом. Если пока нет таких профессиональных экспертов, то насколько эта политика будет эффективной? Это единственная проблема, которую я сейчас вижу в концепции. Давайте будем откровенны: у нас много людей в правительстве, в чьем профессионализме можно усомниться. А если мы затрагиваем такую щепетильную и деликатную тему, как религия, от которой зависит межнациональное спокойствие и стабильность в нашей стране, то здесь необходимо подходить очень осторожно и привлекать профессиональных людей, со знаниями в области религии.

Эсен Усубалиев добавляет, что если государство вместо диалога и контроля над ситуацией в религиозной сфере начнет вмешиваться в фундаментальную идеологию организаций, будь то ношение платков или выполнение определенных канонов, запрещать не представляющие угрозы организации, вроде "Таблиги джамаат", то оно получит отпор, и многие мирные верующие станут радикалами.

Сопредседатель программы "Религия, общество и безопасность" в Московском центре Карнеги Алексей Малашенко ссылается на негативный опыт властей стран-соседей Киргизии в Центральной Азии, выбравших вместо диалога силовые методы борьбы, которые не дают результатов. Алексей Малашенко напомнил, что на рост экстремизма также влияет и социально-экономическое положение страны - чем хуже, тем выше угроза:

- Я думаю, потенциал есть, и он будет зависеть от общего состояния дел. От экономики, от политических проблем, от уровня жизни населения, потому что исламские радикалы - это реакция на социально-экономические проблемы в поисках выхода.

Третья революция будет исламской?

По данным Государственного агентства по делам религии Киргизии, в стране зарегистрировано около 1800 мечетей и 30 медресе, но эксперты считают, что реальные цифры превышают эти данные. Для получения религиозного образования граждане Киргизии также выезжают и за границу, в основном в Пакистан и Бангладеш, но точный список таких стран, как и количество обучившихся, никто не составлял.

В 2013 году стало известно о группе граждан Киргизии, уехавших в Сирию для участия в войне на стороне оппозиции, а также об отправке несовершеннолетних детей из сельской местности для учебы в медресе Бангладеш. Эти сообщения встревожили общественность. Эксперты ожидают увеличения угрозы, исходящей от экстремистов, после вывода войск НАТО из Афганистана осенью 2014 года. По мнению Алексея Малашенко, мирный ислам в Киргизии всегда будет параллельно развиваться с радикальным. Однако Эсен Усубалиев из аналитического центра "Разумные решения" считает, что в стране угроза исламского экстремизма не так уж и велика:

- Исламская идентификация, исламская идея будет развиваться все дальше и дальше. В этом не надо видеть угрозы. Вопрос только в том, насколько государство готово включиться в эти процессы и выступать регулятором религиозных отношений в стране. Оно теоретически готово, практически - нет. Здесь необходимо поддержать правительство в их начинаниях, поскольку это правильно, что если не мы будем контролировать религиозную ситуацию, то за нас будут делать это другие организации, которые находятся вне республики, а это еще большая угроза. Поэтому уж пусть лучше наше государство будет контролировать религию, чем это будут делать в Пакистане, Саудовской Аравии или какой-либо другой стране.

Пусть лучше наше государство будет контролировать религию, чем это будут делать в Пакистане, Саудовской Аравии или какой-либо другой стране

Доктор исторических наук и теолог Назира Курбанова считает, что у чиновников всегда существует соблазн самим влезть в религиозную сферу и навести порядок, но она надеется на здравый смысл, так как иначе они могут только усугубить ситуацию:

- Государству легче управлять, когда подчиняются. А здесь нужно исходить из того, что нужно строить партнерские отношения. На мой взгляд, для религии есть много точек соприкосновения: это и социальная сфера, и культура, и образование. Я думаю, что у нынешних властей достаточно политической воли и здравомыслия не перегнуть палку в этой сфере, а если государство будет давить, то это приведет к третьей исламской революции.

Новую концепцию государственной политики Киргизии в религиозной сфере поручено разработать до апреля.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.