Кыргызстан: Гибель боевика в Сирии сулит неприятности его семье на родине

Когда в июне 2013 года Ботыр сообщил родителям, что уезжает из родного селения на юге Кыргызстана на заработки на стройку в Турции, они взволновались. 30-летний владелец магазина только что вышел на свободу из тюрьмы, где отбывал небольшой срок по связанному с терроризмом обвинению.

Месяц спустя волнение сменилось ужасом, когда семья узнала, что Ботыр выехал из страны по поддельному паспорту, а его истинной целью было присоединиться к сирийским мятежникам в джихаде против режима Башара Асада.

В теплый субботний полдень в начале этого месяца ничто в семье Ботыра не предвещало беды. Мать Ботыра, Дина, учительница кыргызского языка в местной школе, поливала огород. Она рассказала, что семья пережила первоначальный шок, все не так уж плохо. (Оба имени изменены в целях обеспечения конфиденциальности).

«Он регулярно звонит мне и рассказывает, как он счастлив, сражаясь за правое дело. Он постоянно приглашает меня приехать, говоря, что Сирия - идеальное место для мусульман», - рассказала мать EurasiaNet.org. Ботыру также удалось выслать денег семье, и жена с двумя детьми присоединились к нему, добавила женщина.

И вот в момент пребывания в доме корреспондента зазвонил телефон. Сказав несколько слов, Дина разразилась слезами. Звонила жена Ботыра и сказала, что он погиб в стычке между противоборствующими группировками сирийских повстанцев. Как позже сообщила EurasiaNet.org жена Ботыра, о его гибели ей рассказали его соратники по борьбе.

Рассказать о происшедшем друзьям и соседям Дина не может. По ее словам, она должна держать все в тайне, чтобы защитить себя и свою семью от подозрений со стороны правоохранительных органов, от чего выносить утрату еще тяжелее.

По оценке кыргызских властей, к сирийским повстанцам примкнули порядка 70 граждан Кыргызстана, в основном выходцев с консервативного юга республики. Согласно озвученному в этом месяце сообщению, за последний год были возвращены на родину с помощью турецких властей трое боевиков и еще пять потенциальных новобранцев были задержаны в городе Джалал-Абад на юге страны.

По словам ряда чиновников, в Кыргызстане действует тайная сеть вербовщиков. Другие утверждают, что вербовка осуществляется преимущественно по Интернет-каналам. Один из сотрудников антитеррористического подразделения Госкомитета национальной безопасности (ГКНБ) сообщил 13 мая газете «Вечерний Бишкек», что действующие в Сети группы одурачивают кыргызскую молодежь, суля им стипендии на учебу и рабочие места в Турции. Когда те приезжают в Турцию, их, по его словам, направляют в Сирию, чтобы они прошли подготовку и стали очередным «пушечным мясом».

В иллюзорном мире центральноазиатских разговоров о терроризме трудно оценить серьезность угрозы со стороны боевиков. Власти государств региона склонны преувеличивать опасность, чтобы оправдать свой неудовлетворительный послужной список в области соблюдения прав человека. Однако в последнее время эксперты достигли определенного консенсуса насчет того, что некоторые граждане Кыргызстана действительно сражаются на территории Сирии.

«Нам известно, что проблема довольно реальна. Мы только не знаем, сколько точно граждан Кыргызстана находятся там, за какие [повстанческие] группировки они сражаются, и почему покинули свои дома», - говорит один бишкекский эксперт по вопросам религиозной политики.

Некоторые ответы на эти вопросы дает жизнь Ботыра. В разговоре, имевшем место в феврале 2013 года, Ботыр поведал, что у него было трудное детство, его третировал отец. На обнищавшем юге Кыргызстана он испытывал проблемы с содержанием своей молодой семьи и не видел особого смысла в жизни.

Дополнительным фактором оказались придирки со стороны корыстолюбивых чиновников и краткое пребывание в тюрьме. В начале октября 2011 года сотрудники ГКНБ арестовали Ботыра и еще десять человек из Оша и Кара-Суу по подозрению в принадлежности к Союзу исламского джихада - террористической группировке, признанной таковой в Центральной Азии и на Западе. Ботыр отверг предъявленные ему обвинения. По его словам, он дал признательные показания под пытками, но ему дали небольшой срок потому, что семье удалось собрать 10 тысяч долларов на взятку судье. (Отец Ботыра подтвердил EurasiaNet.org, что львиную долю заплатил он сам).

По словам Ботыра, после выхода на свободу у него постоянно пытались вымогать деньги представители то местной милиции (куда он каждую неделю ходил отмечаться), то кыргызских криминальных группировок, с которыми он отбывал наказание. Родственникам регулярно приходилось вытаскивать его из беды. В беседе, состоявшейся за несколько месяцев до его отъезда в Сирию, Ботыр сказал, что чувствует себя как в западне. «Отъезд в Сирию был для него избавлением», - говорит мать Ботыра, Дина.

Надежных социологических данных об отношении жителей Кыргызстана к боевым действиям в Сирии не имеется. На юге Кыргызстана мнение о Ботыре и других новобранцах, похоже, самые разные. Некоторые, как отец, осуждают его. Однако в родном селении Ботыра, название которого не приводится в целях защиты его жителей, некоторые представители молодежи видят в нем героя.

«Он сражается за правое дело. И если он погибнет, то станет шахидом [мучеником] за то, что защищал невинных мусульман. Безусловно, я восхищаюсь им», - сказал до получения на родине известия о гибели Ботыра 20-летний Тохир, перебивающийся случайными заработками.

Власти Кыргызстана определенно встревожены укреплением ислама. В феврале президент Алмазбек Атамбаев дал чиновникам поручение активизировать деятельность по отслеживанию ситуации. Однако он не указал, какие конкретно меры следует предпринять, сосредоточившись на опасениях внешнего порядка. «Наши улицы заполнены сегодня людьми с длинными бородами. Вместо светлых и ярких одеяний наших девушек заставляют одеваться в черное», - заявил глава государства. На взгляд обозревателей, подобные заявления подчеркивают отсутствие понимания со стороны властей. Неспособность понять влияющие на ситуацию социально-экономические факторы может подтолкнуть власть к репрессивным действиям, способствующим радикализации недовольных верующих вроде Ботыра, добавляют они.

Отдельные должностные лица на юге республики утверждают, что центр практически не предпринимает продуктивных шагов для решения проблемы. «Они [центральные власти] велят нам повысить бдительность и проводить среди населения разъяснительную работу, рассказывая об опасности отъезда в Сирию. Мы можем пытаться беседовать с людьми, но мы не можем физически помешать им выехать из страны. У нас нет для этого ресурсов», - говорит один из сотрудников налоговой службы Ошской области.

Остается неясным, вернутся ли сражающиеся в Сирии когда-нибудь на родину, и если вернутся, то какую угрозу они могут собой представлять. Как сказала EurasiaNet.org вдова Ботыра по телефону из Турции, она возвращаться не планирует из опасения возможных негативных последствий.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.