Последнее обновление: Вторник, 15 октября 2019, 08:15 GMT

Конституционная реформа затягивает Кыргызстан

Издатель Хьюман Райтс Вотч
Дата публикации 26 октября 2016
Цитировать как Хьюман Райтс Вотч, Конституционная реформа затягивает Кыргызстан, 26 октября 2016, доступ по следующему адресу: https://www.refworld.org.ru/docid/5811bef04.html [последняя дата доступа 17 октября 2019]
ОговоркаДанный документ не является публикацией УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет за нее ответственности и не обязательно одобряет ее содержание. Мнения, изложенные в данной публикации, принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отображают взгляды УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или государств-членов.

Власти Кыргызстана, похоже, полны решимости внести поправки в конституцию, несмотря на сильное противодействие внутри страны. Уже на этой неделе может состояться третье, заключительное чтение законодательства, которое позволит властям провести референдум по принятию поправок в конституцию в декабре текущего года. По этому поводу выражают серьезные опасения некоторые депутаты и активисты, включая одних из самых уважаемых правозащитников Кыргызстана.

Критики инициативы выражали обеспокоенность по поводу проведения референдума вопреки действующему до 2020 года мораторию на изменение конституции и спешки, с которой предлагаемые поправки проталкиваются.

Members of Kyrgyzstan's parliament attend first session in Bishkek, November 10, 2010. Развернуть

Депутаты парламента Кыргызстана на первой сессии в Бишкеке. 10 ноября 2010 г.

© 2010 Reuters

В своем совместном заключении Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Венецианская комиссия пришли в августе к выводу, что предложенные поправки к конституции «могут оказать негативное влияние на баланс власти путем усиления полномочий исполнительной ветви и ослабления полномочий законодательной и, в еще большей степени, судебной ветви».

Действительно, с точки зрения прав человека, некоторые из предложенных изменений вызывают особое беспокойство.

Например, предложение исключить положение о прямом применении и приоритетности над другими международными соглашениями, действующими в Кыргызстане, международных договоров о правах человека, а также убрать другое положение, определяющее каким образом Кыргызстан должен возместить вред и компенсировать ущерб, если международный орган постановит, что страна нарушила права человека.

Другие поправки предусматривают вмешательство в независимость судебной системы, в частности, за счет увеличения роли президента и парламента в ротации судей и их увольнении. В поправках также предлагается конкретизировать, что «семья создается на основе добровольного союза мужчины и женщины», в отличие от нынешней более обширной формулировки «лица, достигшие брачного возраста». Венецианская комиссия предостерегает, что это может привести к дискриминации в отношении пар, не состоящих в официальном браке и однополых пар.

Предполагаемые поправки поступили вскоре после того, как Комитет ООН по правам человека в марте постановил, что известный правозащитник Азимжон Аскаров был в заключении подвержен пыткам и должен быть немедленно освобожден. После этого советник президента заявил на национальном телевидении, что решение комитета продемонстрировало необходимость внести поправки в конституцию «для укрепления суверенитета и нацбезопасности страны». Президент Кыргызстана высказался аналогично в своем майском интервью.

Но даже если произойдет изменение конституции, Кыргызстан по-прежнему будет обязан соблюдать свои обязательства в области прав человека в соответствии с международным правом. Вместе с тем отчаянная попытка избавиться от своих международных обязательств - это тревожный сигнал о том, что Кыргызстан охотно отступает от прав человека.

Искать на Refworld

Страны