Последнее обновление: Четверг, 24 сентября 2020, 07:58 GMT

Участие в акциях протеста может стать в России уголовным преступлением

Издатель Международная Амнистия (Amnesty International)
Дата публикации 9 апреля 2014
Цитировать как Международная Амнистия (Amnesty International), Участие в акциях протеста может стать в России уголовным преступлением, 9 апреля 2014, доступ по следующему адресу: https://www.refworld.org.ru/docid/5344fd5a4.html [последняя дата доступа 25 сентября 2020]
ОговоркаДанный документ не является публикацией УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет за нее ответственности и не обязательно одобряет ее содержание. Мнения, изложенные в данной публикации, принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отображают взгляды УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или государств-членов.

В Госдуму внесён законопроект, который вводит уголовную ответственность за неоднократное нарушение закона о митингах.

Законопроект № 485729-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской федерации (в частях совершенствования законодательства о публичных мероприятиях)" был внесён 31 марта тремя депутатами Госдумы. Сейчас нарушение требований законодательства при организации или проведении пикетов, митингов и других публичных мероприятий является административным правонарушением, которое влечёт за собой штраф до 20 000 рублей или до 40 часов общественных работ для частного лица. Более суровые наказания установлены для должностных лиц, а также за проведение митингов без предварительного уведомления властей. Предложенный закон устанавливает ещё более суровые меры наказания, в частности за повторное нарушение, совершённое в течение шести месяцев, и вводит уголовную ответственность и тюремное заключение до 5 лет за третье нарушение.

В России полиция обычно разгоняет несанкционированные акции протеста, какими бы мирными и малочисленными они ни были, разгоны сопровождаются применением чрезмерной силы и арестами протестующих. Во многих случаях участников протестных акций штрафуют за нарушение правил, регулирующих проведение публичных мероприятий, и даже подвергают административному аресту на срок до 15 суток за "неповиновение законным распоряжениям сотрудников полиции". Наказания часто выносятся на несправедливых судебных процессах, на которых судьи беспрекословно принимают ничем не подтверждённые показания сотрудников полиции в отношении "нарушителей" и отказываются учитывать видеозаписи соответствующего события, а также другие доказательства обратного. Предлагаемый закон № 485729-6 увеличивает максимальный срок содержания под стражей за те же правонарушения до 30 дней. Он также вводит арест на 15 суток за множество других мнимых нарушений, таких как "создание помех движению пешеходов".

Для того, чтобы законопроект был принят, он должен быть рассмотрен профильным комитетом Государственной Думы, после чего одобрен нижней и верхней палатами парламента, а потом подписан президентом.

Пожалуйста, отправьте обращение и призовите российские власти:

- немедленно отозвать этот законопроект и отказаться от рассмотрения каких-либо дополнительных ограничений права на свободу собраний,

- привести действующее российское законодательство в области публичных мероприятий и соответствующие процессуальные нормы в соответствие с обязательствами России в рамках международного права в области прав человека и в соответствие с российской конституцией,

- гарантировать право на свободу собраний для всех граждан страны.

Дополнительная информация

Amnesty International неоднократно выражала озабоченность продолжающимся подавлением свободы собраний, объединений и выражения мнений в России, введением всё более ограничительного законодательства и правоприменительной практики всё более репрессивного характера в отношении мирных протестов, некоммерческих организаций (НКО), независимой прессы, интернета и, - среди прочего, - ЛГБТ-активистов.

Федеральный закон Российской Федерации "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" уже содержит положения, которые подрывают эффективное осуществление права на свободу выражения мнений и собраний, гарантированное международными соглашениями в области прав человека и российской конституцией. Поправки к этому закону, внесённые в июне 2012 года, расширили список нарушений норм, регулирующих общественные мероприятия, направленных на то, чтобы включить в этот список ответственность организаторов за действия участников, в том числе создание помех проходу пешеходов или проезду транспорта, загрязнение или повреждение зелёных насаждений. Эти поправки резко увеличили штрафы за перечисленные нарушения. Введённые штрафы и санкции были намного более суровыми, чем наказания за действия, приведшие к нанесению подобного вреда, не во время протестных акций. Настоящий закон также запрещает лицам, которые были признаны виновными в нарушениях правил организации митингов, демонстраций, шествий или пикетов два раза и более за предшествующий год, выступать организаторами публичных мероприятий в будущем.

Согласно обязательствам России в рамках международного права в области прав человека российские власти должны соблюдать, защищать и реализовывать право на мирные собрания. У государства есть позитивное обязательство содействовать осуществлению права на мирные собрания как законодательно, так и на практике. Специальный докладчик по вопросу о правах на свободу мирных собраний и ассоциаций подчеркнул, что осуществление этого права не должно зависеть от разрешения государственных органов, в крайнем случае может существовать процедура предварительного уведомления, которая не должна быть обременительной, и даже если демонстранты не уведомили власти, организаторы не должны подлежать уголовному или административному преследованию.

Искать на Refworld