Обыск в офисе правозащитной организации «Машр» и дома у известного ингушского правозащитника

Amnesty International обеспокоена сообщением о проведении обыска в офисе правозащитной организации «Машр» и дому у ингушского правозащитника и блогера Магомеда Муцольгова, и изъятии оргтехники и документов. В прошлом, Amnesty International неоднократно высказывала обеспокоенность в связи с фактами давления на Магомеда Муцольгова и других сотрудников возглавляемой им правозащитной организации «Машр» [1].

«Машр» ведет свою деятельность с 2005 г., проводит расследования и оказывает помощь жертвам похищений, пыток и иных нарушений прав человека в Ингушетии. Магомед Муцольгов занимается активной правозащитной деятельностью более 10 лет, является председателем Общественной наблюдательной комиссии Республики Ингушетия, и известен своей бескомпромисной позицией по вопросам соблюдения прав человека и многочисленными критическими высказываниями в адрес правоохранительных органов и властей Ингушетии.

В 7 утра 6 ноября сотрудники Главного Следственного Управления по Северо-Кавказскому Федеральному округу (ГСУ СКФО) начали проведение обыска в офисе и дома у Магомеда Муцольгова в присутствии понятых из числа предполагаемых военнослужащих. Силовики были вооружены, некоторые из них были в масках. Вся группа, — обыскивающие и понятые, — приехали на трёх бронированных “Газелях” и двух легковых автомобилях. В результате этих действий у Магомеда Муцольгова изъяли всю оргтехнику, бухгалтерские документы и уставные документы организации «Машр», бейджики с конференций, визитки, доклады российских и международных правозащитных организаций, поздравительные открытки, присланные из-за рубежа.

Прибытие группы вооруженных лиц в дом и в офис к правозащитнику выглядело угрожающе, и могло быть истолковано как акция устрашения. Amnesty International задокументировала в прошлом практику применения таких методов в отношении независимых адвокатов, правозащитников и других лиц со стороны правоохранительных органов [2].

В ходе обыска матери Магомеда Муцольгова стало плохо, и для неё пришлось вызвать скорую помощь.

Как сообщил Amnesty International сам Магомед Муцольгов, обыск проводился на основании постановления суда, которое гласило, что “Магомед Муцольгов, действуя в интересах США, Грузии, Украины и сирийской оппозиции, дискредитирует региональные власти и использует компьютер и соцсети для дискредитации политики российских властей в отношении Грузии, Украины и Сирии”. Силовики заверили его, что уголовного дела против него не заведено, и сказали, что они действовали на основании “полученной информации”.

“Мне много раз говорили, чтобы я не писал о похищенных, об убитых (в ходе спецопераций), чтобы закрыл газету и сайт, чтобы не публиковал доклады. Это давление на меня продолжается уже значительное время” — сказал Магомед Муцольгов в телефонном разговоре с представителем Amnesty International.

Магомед Муцольгов также сообщил, что два дня назад правоохранительные органы вызывали “на беседу” одного из тех, чьим делом занималась его организация, предлагая приглашённому оговорить Муцольгова на камеру, сказав, например, что тот является подстрекателем.

Согласно Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (Декларации ООН о правозащитниках), «[к]аждый человек, индивидуально и совместно с другими, имеет право … изучать, обсуждать, составлять и иметь мнения относительно соблюдения всех прав человека и основных свобод как в законодательстве, так и на практике, и привлекать внимание общественности к этим вопросам, используя эти и другие соответствующие средства» (Статья 6).

Оказание давления на правозащитника, а равно и любых иных лиц, в связи с высказываемым им критическим мнением в адрес представителей власти и относительно проводимой ими политики, а также давление в связи с правозащитной деятельностью, недопустимо, и противоречит взятым на себя Российской Федерацией обязательствам и ее Конституции.

Amnesty International призывает российские власти прекратить давление на организацию «Машр» и ее сотрудников, и будет внимательно следить за дальнейшим развитием событий.

Примечания

[1] Примером такого давления был случай похощения, незаконного лишения свободы и свидетельства применения пыток в отношении Зураба Цечоева неустановленными сотрудниками правоохранительных органов

[2] Лицом к лицу с несправедливостью: Угрозы и давление на адвокатов на Северном Кавказе

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.