«Врачи без границ»: больницы теперь становятся обычной военной целью

Специалист по гуманитарным вопросам Михиль Хофман говорит, что постоянные члены Совета безопасности ООН причастны к убийствам, так как поддерживают страны, участвующие в конфликте

Атаки на больницы и гуманитарных работников в условиях войны становятся «новой нормой», заявил высокопоставленный представитель организации «Врачи без границ»/ Médecins Sans Frontières, говоря о постоянных членах Совета Безопасности ООН как о соучастниках в убийствах медиков.

Михиль Хофман, старший специалист по гуманитарным вопросам благотворительной организации, делает мрачные выводы, говоря, что именно регулярные армии, а не повстанческие группировки постоянно нарушают законы ведения войны. Он упрекает постоянных членов Совета безопасности, четверо из которых участвуют в конфликтах, где мишенью часто становятся медицинские работники, говоря, что такого не происходило со времен Корейской войны в 1950х годов.

Он называет боевые действия в Сирии «грязной войной», говоря, что и правительство Башара Асада, и повстанцы совершают атаки на больницы, причем государства располагают большей огневой мощью.

«Когда мы говорим о бомбежках больниц, мы имеем в виду военно-воздушные силы», - говорит он. «Повстанческие группы не имеют военно-воздушных сил, так что это исключительно государства, которые по определению имеют гораздо больше огневой мощи, [...] и именно они подписали эти конвенции».

Так, в понедельник вечером в результате последней атаки на медицинские учреждения в условиях конфликта государственная больница в Идлибе, городе, находящемся под контролем оппозиции, прекратила свою работу в результате нескольких авиаударов, нанесенных по этому району и унесших жизнь по меньшей мере двух десятков мирных граждан.

В прошлом месяце больница в Алеппо, работавшая при поддержке MSF и Международного Комитета Красного Креста, была разрушена в результате авиаудара сирийских правительственных сил, погиб один из немногих педиатров, остававшихся в удерживаемой повстанцами и почти разрушенной восточной части города. Спустя три дня в контролируемой правительством западной части города в результате артобстрела силами повстанцев был частично разрушен родильный дом.

Это только последние события в серии нападений на медицинские учреждения, из которых складывается систематическое использование гуманитарных работников в условиях войны в качестве мишени. Еще в 2013 году независимая комиссия по расследованию предполагаемых военных преступлений в Сирии заявила, что нападения на медицинские учреждения систематически использовались режимом Асада в качестве орудия войны.

Атаки на медицинские учреждения также происходят в условиях гражданской войны в Йемене, где возглавляемая Саудовской Аравией коалиция поддерживает правительство в борьбе против шиитских повстанцев хуситов и сил, лояльных свергнутому президенту.

3 мая Совет Безопасности единогласно принял резолюцию с требованием прекратить нападения на медицинских работников и больницы в зонах военных действий, но, по словам Хофмана, те, кто принял эту резолюцию, в том числе Великобритания, сами являются соучастниками в убийстве медицинских работников.

Хофман имеет в виду военную и материально-техническую поддержку, оказываемую четырьмя постоянными членами Совета безопасности странам и коалициям, которые бомбят больницы.

США предоставляли материально-техническую поддержку возглавляемой Саудовской Аравией коалиции в Йемене, в том числе, по некоторым сообщениям, данные для систем наведения, а Великобритания и Франция с начала военной кампании в Йемене продали Саудовской Аравии оружия на сотни миллионов долларов, что неоднократно подвергалось осуждению со стороны правозащитных групп.

Россия вмешалась в конфликт Сирии на стороне режима Асада, предотвратив его падение, и неоднократно подвергалась обвинениям в убийстве мирных жителей в ходе боевых действий ее военно-воздушных сил.

Говоря о майском соглашении, Хофман отмечает: «Обычно это плохой знак, резолюции, которые принимаются единогласно, как правило, потом игнорируют. [Члены Совета Безопасности] несут ответственность, потому что они являются частью коалиций, которые участвуют в бомбардировках. Например, Россия не бомбила больницу в Алеппо, но она является частью коалиции с сирийским правительством, которая это делает.

Может быть, нам стоит использовать формат открытого письма и обратиться к президенту Китая, единственного постоянного члена Совета безопасности, который в настоящее время никого не бомбит, со словами: «Не могли бы вы напомнить своим коллегам?»

В феврале MSF опубликовала доклад, в котором сообщалось о 94 авианалетах и артобстрелах больниц на территории Сирии. В феврале прошлого года неправительственная организация «Врачи за права человека»/ Physicians for Human Rights заявила, что с момента начала конфликта ею документально подтверждены 224 нападения на 175 учреждений здравоохранения, а 599 медицинских работников были убиты.

Закон о борьбе с терроризмом, принятый в 2012 году сирийским парламентом, поставил вне закона любые медицинские учреждения, работающие на подконтрольной оппозиции территории без одобрения правительства, фактически сделав их законной целью для военно-воздушных сил Асада. С тех пор клиники в контролируемых повстанцами районах страны ушли в подполье, иногда буквально - они действуют в пещерах и подвалах, и отказываются сообщать свои GPS-координаты, боясь стать мишенью.

«По существу с 2012 года сирийская армия игнорирует защитный статус больниц», - говорит Хофман.

В то же время Саудовская Аравия ставит под сомнение нейтральность больниц MSF, заявляя, что бойцы-хуситы также проходят там лечение.

«В этом случае саудовская коалиция, имеющая военно-воздушные силы, использует ту же логику, большинство бомбардировок с ее стороны неизбирательны, и больницы не получают никакого защитного статуса», - говорит он. «В процессе диалога ставилось под сомнение, до какой степени эти больницы нейтральны».

Хофман говорит, что медики, работающие в зонах боевых действий имеют «право и обязанность лечить всех, в том числе комбатантов, и в настоящее время это оспаривается многими государствами».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.