Глава ООН по правам человека призывает к международным действиям по мере роста насилия в Сирии

В субботу Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад аль Хусейн призвал к принятию незамедлительных международных мер после недели нарастающего насилия и кровопролития, главным образом, вызванными авиаударами в удерживаемых оппозицией районах Восточная Гута и Идлиб в Сирии.

«Прошлая неделя стала одним из самых кровавых периодов за все время конфликта, когда один за другим наносились смертоносные авиаудары, которые привели к жертвам среди мирного населения в Восточной Гуте и в Идлибе", - заявил Зейд. "О неограниченном характере данного нападения свидетельствуют сообщения, по крайней мере, от девяти медицинских учреждений: шесть в Идлибе и три в Восточной Гуте, - которые подверглись ударам с воздуха. Но даже для Сирии с произошедшими там зверствами это исключительно ужасающие события, и по жестокой иронии, оба произошли в "зонах деэскалации"».

В целом Управление ООН по правам человека получило сообщения, указывающие на то, что, по меньшей мере, 277 мирных жителей погибло в период с 4 по 9 февраля, из них 230 - по причине авиаударов сирийского правительства и их союзников, и еще 812 мирных жителей были ранены, что в совокупности составляет 1074 пострадавших среди мирного населения в первую неделю февраля.

"За последнюю неделю мои сотрудники в данном регионе зарегистрировали десятки конкретных происшествий, которые, по сообщениям, привели к гибели и ранениям людей и разрушениям жизненно важных объектов инфраструктуры ", - сообщил Зейд. "Среди них - волна авиаударов по жилым районам в Думе 6 февраля, которые, как сообщается, привели к гибели, по меньшей мере, 31 мирного жителя, включая 12 женщин и четверо детей, а также ранению еще свыше 100 человек, включая 37 детей, а также авиаудар в предыдущий день, нанесенный по донорскому пункту в городе Серакиб в Идлибе, который уже не функционировал по причине более раннего авиаудара в январе".

В целом, как сообщил Зейд, его сотрудники получили сообщения о том, что авиаудары нанесли ущерб не менее чем девяти отдельным медицинским учреждениям, от основных больниц, которые еще функционировали в Идлибе, до психиатрической больницы и медклиники в Кафр Батна в Восточной Гуте. Так называемые "лица, реагирующие первыми" - врачи скорой помощи и волонтеры - также были убиты и ранены в ряде мест после вторых, третьих и четвертых циклов авиаударов, очевидно, намеренно направленных на места, по которым ранее в этот день уже наносились авиаудары.

В Идлибе, где живут, по меньшей мере, два миллиона мирных жителей, воздушные и наземные наступательные действия сирийских правительственных сил и их союзников, помимо того, что они приводят к жертвам среди мирных жителей и масштабным разрушениям, также, по сообщениям, привели к перемещению тысяч мирных жителей, и для многих из них оно стало повторным. Сотрудники ООН по правам человека получили сообщения, включая видеозаписи, в которых утверждается, что в одном из случаев 4 февраля после авиаударов по жилому району на востоке города Серакиб могли быть выпущены химические вещества, хотя нет сообщений о гибели людей во время нападения.

Резко возросшее число авиаударов и наземных атак по осажденным сельским районам Дамаска в Восточной Гуте, где, как сообщается, около 350 000 человек остаются в ловушке, привело к гибели, по меньшей мере, 210 мирных жителей, главным образом, в период с 5 по 8 февраля, и среди них больше четверти были детьми, и 42 - женщины. Всего, по меньшей мере, 671 мирный житель также предположительно получили ранения по причине нападений в Восточной Гуте, где наряду с тремя медицинскими учреждениями также были повреждены школа и детский сад.

Многочисленные ракеты и минометы продолжают вести огонь из контролируемых оппозицией районов по населенным районам удерживаемой правительством столицы Дамаск и прилежащим территориям, в результате чего, по сообщениям, погибло, по меньшей мере, семь мирных жителей, и еще 18 ранены в различных местах города в период с 6 по 9 февраля.

В других частях Сирии продолжают страдать от прошлых или нынешних боевых действий. В округе Африн на северо-западе, контролируемом курдскими силами, возглавляемые Турцией наступательные действия, начатые 20 января, подвергают риску большое число мирных жителей. Поступили сообщения о том, что мирные жители, включая детей, были убиты и ранены по причине воздушных и наземных ударов. Очевидно, курдские силы не позволяют некоторым жителям спастись бегством. На востоке страны воздушные и наземные удары продолжаются в районах, по-прежнему подконтрольных ИГИЛ, главным образом, в мухафазе Дэйр-эз-Зор, и поступают сообщения о жертвах среди мирных жителей, хотя самой большой угрозой, с которой сейчас столкнулось мирное население в этих районах, являются самодельные взрывные устройства и другие неразорвавшиеся пережитки войны. Мирные жители в мухафазе Ракка или те, кто возвращаются туда, продолжают сталкиваться со значительными трудностями после выдворения сил ИГИЛ в конце прошлого года, и их возможность пользоваться основными правами человека остается сильно ограниченной по причине масштабных разрушения домов и основных объектов инфраструктуры во время боевых действий, а также по причине большого числа взрывных объектов, разбросанных среди руин.

"Многочисленные стороны оказались вовлечены в конфликт в Сирии за последние семь лет", - сказал Зейд. "Различные государства-участники делают вид, что соблюдают нормы международного гуманитарного права и права в области прав человека, и сходным образом некоторые вооруженные группы оппозиции делают вид, что соблюдают международное гуманитарное право, но все равно нарушения международного права продолжаются ежедневно, несмотря на создание так называемых "зон деэскалации" в 2017 году".

Гибель и бесчеловечное отношение, вызванные отсутствием разрешения на оказание помощи и транспортировку больных и раненых в Восточной Гуте; разрушение охраняемых структур и других объектов, необходимых для выживания мирного населения в Идлибе и Восточной Гуте; и бомбардировка жилых районов в Идлибе, Восточной Гуте и Дамаске могут в зависимости от обстоятельств представлять собой военные преступления.

"Термин "зона деэскалации" все больше начинает напоминать так называемые "безопасные зоны" в Боснии, которые были далеко не безопасными, о чем нам мрачно напомнили недавние судебные процессы в отношении Ратко Младича и Радована Караджича", - добавил Верховный комиссар. "Но международное сообщество прекратило конфликт в Боснии четыре года спустя. Сирийский конфликт продолжается с активным участием других государств в течение вот уже семи кровопролитных лет без перспективы прекращения в ближайшем будущем. Нужно бороться с распространенной атмосферой безнаказанности и защитить мирное население. После семи лет бездействия Совета Безопасности очевидна острая потребность в передаче ситуации в Сирии на рассмотрение Международного уголовного суда, а также в куда более слаженных миротворческих усилиях государств. Ведение и управление этой войной в высшей мере постыдны с самого начала, и неспособность положить ей конец является огромным провалом мировой дипломатии".

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.