Таджикистан проводит реформу жилищного законодательства

Таджикистан проводит реформу жилищного законодательства

Таджикистан, страна, некогда измученная гражданской войной и заполненная старым жильем, стал пристанищем для инвесторов, стремящихся построить бизнес-центры и многоэтажные жилые дома. Однако это положительное развитие привело к волне насильственных выселений людей из их собственных домов.

Икром Тешаев был одним из 100 человек, которые потеряли свое жилье после того, как власти города Душанбе (Таджикистан) приняли решение о строительстве парка в рамках генерального плана. Тешаев сообщил, что ему не предоставили альтернативного жилья или компенсацию, и многие из выселенных детей долгое время не могли посещать школу.

"Наши дома снесли в течение двух дней, и мы буквально остались на улице", - сказал Тешаев; он является профессором Таджикского аграрного университета.

Тешаев и другие пострадавшие несколько раз подавали иски в суд; однако каждый раз ответ был один и тот же: нарушение законодательства не имело место, поскольку у домов не было соответствующих разрешений.

"Зачастую выселенных лиц не уведомляют заранее о планах по снесению домов; у них нет возможности получить юридическую консультацию, и они не знают своих прав", - сказал юрист и директор неправительственной организации Независимый центр по защите прав человека Сергей Романов.

В других случаях, когда выселенным лицам предоставляют альтернативное жилье или компенсацию, они зачастую не равноценны разрушенным домам, как говорит Романов. "Это свидетельствует о необходимости привлечения независимых экспертов для оценки стоимости имущества".

Романов отметил, что проблема насильственных выселений становится все более острой не только в Таджикистане, но и во всей Центральной Азии.

"Следующим важным шагом станет разработка комплексной национальной стратегии в сфере жилья", - заявила советник ООН по правам человека в Таджикистане Лилия Захарьева, добавив, что такая стратегия должна включать социальное жилье, обеспечивать консультации с заинтересованными лицами, а также быть направлена на оказание помощи наиболее уязвимым группам, в том числе женщинам, детям, пожилым людям, мигрантам и инвалидам.

В настоящее время региональный офис Управления ООН по правам человека в Центральной Азии поддерживает законодательную рабочую группу, состоящую из членов Парламента, представителей правительства и гражданского общества, которые занимаются разработкой нового Жилищного кодекса в Таджикистане. Кодекс будет включать многие международные стандарты о достаточном жилище, в том числе нормы, связанные с имущественными правами, справедливой компенсацией, и переходные положения.

"Новый Жилищный кодекс, в котором полностью прописаны имущественные права собственников, может принести долгожданные позитивные перемены. Однако недостаточно просто иметь хорошее законодательство", - говорит Захарьева.

Чтобы обеспечить исполнение нового жилищного законодательства, региональный офис Управления ООН по правам человека в Центральной Азии организовал региональный семинар для юристов в сфере прав человека и для правозащитников в Таджикистане, Кыргызстане и Казахстане, чтобы они узнали о международных стандартах в области достаточного жилища и могли бы поделиться своим опытом, защищая эти права в суде.

Региональное Управление ООН по правам человека в Центральной Азии также содействовало региональному сотрудничеству посредством создания региональной социальной сети для участников семинара, чтобы обмениваться информацией о соответствующих изменениях в их собственных странах, а также предоставлять ресурсы и консультации.

Кроме того, как часть своей работы, связанной с реализацией права на достаточное жилище в Таджикистане, региональный офис Управления ООН по правам человека в Центральной Азии смог провести исследование по данному вопросу в рамках проекта, финансируемого Евросоюзом, "Защита прав человека ради стабильности в Центральной Азии". Его выводы использовались для того, чтобы дать властям Таджикистана ряд рекомендаций.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.