Таджикский исследователь отпущен на свободу

22 июля в Таджикистане был отпущен на свободу узник совести Александр Содиков, однако ему по-прежнему грозит тюремный срок, сообщает в пятницу, 25 июля, Amnesty International. Его преследуют за то, что он проводил научные исследования и пользовался своим законным правом на свободу выражения мнений.

Аспиранта Александра Содикова 22 июля выпустили из СИЗО под подписку о невыезде. По его словам, он не подвергался жестокому обращению. Обвинения с него не сняты, и следствие продолжается.

По информации СМИ, его арестовали в связи с возбуждённым против него делом по статье "измена государству" (статья 305 Уголовного кодекса), что карается сроком от 12 до 20 лет лишения свободы. Amnesty International считает Александра Содикова узником совести, задержанным исключительно из-за того, что он воспользовался своим правом на свободу выражения мнений, когда проводил законное научное исследование, которое должно завершиться открытой публикацией.

Проживающего в Канаде Александра Содикова арестовали 16 июня два сотрудника силовых структур в городе Хороге - столице Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) на востоке Таджикистана. На следующий день в дом его матери в Душанбе явилась милиция, провела обыск и изъяла компьютер и носители информации. В тот же день Государственный комитет национальной безопасности (ГКНБ) выпустил заявление, в котором Александр Содиков обвиняется в шпионаже в пользу иностранных государств.

Справка Amnesty Intenrational

Александр Содиков - аспирант Университета Торонто (Канада). Он проводил исследование для проекта британского Совета по экономическим и социальным исследованиям под названием "Новые политические силы и урегулирование конфликтов в Центральной Азии". В проекте участвуют университеты Эксетера и Ньюкасла. Его задержали во время интервью, которое он для исследования брал у заместителя главы оппозиционной Социал-демократической партии ГБАО Алима Шерзамонова. По информации радиостанций "Азия-плюс" и "Радио Свобода / Свободная Европа", Александр Содиков выступил с рассказом о ситуации в ГБАО на местном бадахшанском телевидении вечером 18 июня и на следующее утро. Как сообщило "Радио Свободная Европа", по мнению ряда наблюдателей, видеозапись телепередачи была смонтирована. Девятнадцатого июня глава ГКНБ Саймумин Ятимов выступил с заявлением о том, что в Таджикистане под прикрытием НПО действуют иностранные шпионы, которые пытаются подорвать безопасность страны.

Горно-Бадахшанская автономная область находится на востоке Таджикистана и граничит с Афганистаном. Там проживает лишь три процента населения страны, причём большинство является последователями исмаилизма - ветви шиитского направления ислама, в то время как остальное население Таджикистана преимущественно причисляет себя к суннитам. В последние два года возросла напряжённость в отношениях между властями Душанбе и оппозиционными политическим группами и местными ополченцами в ГБАО.

В июле 2012 года в ходе столкновений между правительственными войсками и местными ополченцами в ГБАО, начавшимися после убийства сотрудника силовых структур, по имеющимся данным, были убиты и ранены десятки людей, в том числе гражданские лица.

В результате столкновений 21 мая 2014 года в городе Хорог (ГБАО) погибло как минимум три человека, в том числе сотрудник милиции, и семь человек получили ранения. Люди были убиты и пострадали во время милицейской операции против подозревавшихся в преступлении лиц, которая привела к столкновениям между силовиками и местными жителями. Двадцать четвёртого мая один человек был убит и двое ранены, когда участники акции протеста напали на здание Управления ГКНБ в Хороге. Протестующие ушли с центральной площади Хорога 26 мая.

Amnesty International зафиксировала в Таджикистане случаи, которые дают основания полагать, что для лиц, содержащихся под стражей в ГКНБ, особенно высока угроза нарушений прав человека, в том числе пыток и других видов жестокого обращения, а также что им нередко отказывают во встречах с выбранными ими адвокатами.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.