Таджикистан: Что скрывается за жесткой реакцией властей на акцию протеста?

В итоге никто на акцию так и не пришел: об этом позаботились власти Таджикистана. Но почему группка эмигрантов, призывающая к акциям протеста, вообще вызвала у верхов такую озабоченность?

В начале октября проживающий за пределами Таджикистана бизнесмен, не слишком известный и почитаемый на родине, обратился через соцсеть Facebook к жителям Душанбе с призывом выйти на улицы на акцию протеста против президента Эмомали Рахмона, вот уже много лет находящегося у кормила власти. Предприниматель Умарали Кувватов, несколько лет тому назад попавший в немилость к Рахмону и покинувший пределы Таджикистана, использовал в своем воззвании такие лозунги, как «Таджикистан без Рахмона!», и призвал своих сторонников пройти 10 октября маршем по площади Дусти (Дружбы) в Душанбе.

Пользователи Facebook в массе своей не отреагировали на призыв выйти на митинг, считая это мероприятие не только бесполезным (политическая апатия в Таджикистане носит массовый характер), но и опасным. По мнению многих, верхи настолько полны решимости удержаться у власти, что готовы будут применить против демонстрантов самые жесткие силовые методы вплоть до физической расправы. Одни считали, что те немногие, кто распространял это воззвание в Сети, могли быть нанятыми провокаторами, пытающимися создать для властей предержащих предлог для очередного блокирования доступа к соцсети. Другие подозревали, что это Кремль пытается манипулировать событиями.

Кувватов и его оппозиционное движение «Группа 24», судя по всему, практически не пользуется поддержкой в Таджикистане. При всем этом власти оперативно отреагировали на воззвание, заблокировав десятки сайтов в сети Интернет, выведя на улицы бронетехнику и проведя учения правоохранительных органов по разгону митинга на площади Дусти. Верховный суд, который многие в Таджикистане считают послушным орудием в руках исполнительной ветви власти, в спешном порядке принял постановление о признании «Группы 24» экстремистской организацией, в связи с чем местным СМИ отныне запрещено упоминать Кувватова, равно как и его аморфное движение.

В день, на который была запланирована манифестация, власти заблокировали возможность отправки смс-сообщений посредством мобильных телефонов и сайт ведущего независимого информационного агентства Таджикистана «Азия-Плюс». Свои действия власти, как водится, не объяснили, вызвав в Душанбе переполох, волну опасений и страхов. Правоохранительные органы тем временем установили по всей столице камеры видеонаблюдения, а должностные лица объявили, что не потерпят никаких сборищ.

Временный информационный вакуум породил самые разнообразные слухи. Некоторые душанбинцы сравнивали воззвание Умарали Кувватова с событиями, приведшими к гражданской войне в Таджикистане в 1992 году.

«Я скорее пожму руку каждому коррумпированному чиновнику - хоть я ни в малейшей степени их не уважаю - чем предоставлю кому-то возможность дестабилизировать ситуацию. Никто не хочет повторения событий начала 1990-х годов; не хотим мы и пойти по скользкой дорожке Украины или Египта», - сказал на условии анонимности звукоинженер одной частной студии, выражая опасения, распространенные среди душанбинской интеллигенции.

«Почему бы людям вроде Кувватова не приехать сюда? Он предпочитает подстрекать граждан Таджикистана, сидя в безопасности за границей?» - добавил он.

Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович назвала блокирование сайтов действием, «достойным порицания» и «ущемляющим основополагающее право человека на получение и распространение информации». После 10 октября доступ к службе отправки смс-сообщений и многим заблокированным веб-сайтам заработал вновь.

Данный инцидент подчеркивает отсутствие всякого простора для критики в рахмоновском Таджикистане. Особенно верно это в нынешнем году, после беспорядков в Украине, приведших к свержению корыстного лидера этой страны. Вмешательство России на востоке Украины еще больше обострило чувство беспокойства и дискомфорта, испытываемые Рахмоном.

Странное происшествие в российской прессе вызвало немало домыслов и догадок в Душанбе: в день, на который была назначена акция протеста, российская «Независимая газета» сообщила, что город осажден мирными манифестантами, хотя площадь Дусти была пустынна. Единственной жертвой этих событий, по сообщению «НГ», стал проправительственный декан местного университета, которого побили за чинение помех «революции».

«В ближайшие часы ожидается появление в Душанбе лидера «Группы 24» Умарали Кувватова», - добавляло издание.

Спустя два дня публикация исчезла с сайта газеты. (Сохраненную версию страницы можно прочитать здесь). Эта история заставила обозревателей поломать головы, дав пищу для поползших по Душанбе слухов, что Кувватова поддерживает Россия. То был случай так называемой «ленивой журналистики», когда за действительное выдавались желания представителей «Группы 24», или российская провокация?

По словам одного уважаемого аналитика, попросившего не называть его имени из опасения репрессий со стороны властей, Кремль использовал Кувватова (который, как полагают, проживает сейчас в России), чтобы предостеречь Рахмона «от излишнего сближения с Китаем». Этим, на его взгляд, и объясняется «непропорционально острая реакция» со стороны властей.

Немногие оппозиционные партии, оставшиеся в Таджикистане и переживающие сложные времена, с неодобрением отнеслись к призыву Кувватова. И Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), и Социал-демократическая партия Таджикистана (СДПТ) дистанцировались от него. Как сообщил ИА «Азия-Плюс» лидер СДПТ Рахматулло Зойиров, очень легко призывать к массовым беспорядкам, находясь за пределами страны. Этот призыв «никаких результатов не даст, но подвергнет опасности жизни тех, кто может пойти на митинг ради любопытства», сказал он информагентству 9 октября.

«Возможно, организация хотела показать себя» с тем, чтобы привлечь «не столько последователей-единомышленников, сколько спонсоров. Однако попытки организовать общественный митинг были обречены на провал», - сказал EurasiaNet.org аналитик Парвиз Муллоджанов. Жесткая реакция со стороны властей подчеркивает их собственные недоработки и недостатки, особенно в экономической сфере, добавляет он. Пребывающую в застое экономику Таджикистана тянут вниз высокий уровень безработицы и зависимость от денежных переводов трудовых мигрантов.

Многие, похоже, разделяют мнение, что власти обеспечили «Группе 24» грандиозную бесплатную рекламу. Кувватов и раньше выступал с аналогичными заявлениями, но на этот раз ему удалось «произвести поистине гигантскую информационную шумиху», отмечает юрист Иззат Амон, возглавляющий московскую организацию помощи мигрантам, критически настроенную по отношению к Рахмону.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.