Спорная фетва в Таджикистане

Решение высшего религиозного органа Таджикистана вызвало полемику, так как его критики считают это шагом, сделанным в угоду властям. Но интервью IWPR, глава Совета улемов утверждает, что единственной целью является предотвращение исламской экстремисткой пропаганды.

Фетву впервые прочитал на пятничной молитве 26 сентября высшее духовное лицо мусульман, или главный Муфтий Таджикистана Саидмукарам Абдукодирзода. Ее главным посылом стало приравнивание к греху борьбу против мусульман на родине или за рубежом - явный намек на Сирию, где граждане Таджикистана воюют на стороне группировки «Исламское государство».

В интервью журналу от 15 октября, министр внутренних дел Рамазон Рахимзода сообщил, что известно о 200 гражданах Таджикистана, сражающихся на стороне повстанцев. По сообщениям, убиты еще 50, и десяткам предъявлены уголовные обвинения.

Фетва вызвала дебаты из-за того, что помимо запрета мусульманам на распространение раздора и дестабилизации ситуации в стране, в ней говорится о том, что они не должны сотрудничать с политическими партиями и другими группами - местными и зарубежными - или СМИ с этой целью.

Для некоторых комментаторов это выглядит больше как объявление лояльности президенту Эмомали Рахмону и враждебного отношения к его оппонентам, нежели религиозное объявление.

Эксперт по религиозным вопросам Саидахмад Каландаров рассказал в интервью IWPR, что, несмотря на то, что духовный совет официально не зависит от светского государства, на практике он близок к правительству. Он подозревает, что фетва была написана для государственных чиновников и по их распоряжению.

«Я думаю, что это является желанием выслужиться перед властями накануне [парламентских в феврале 2015 года] выборов. Они имеют многие факторы, настораживающие власти в отношении внутренней оппозиции», - говорит Каландаров.

Он сослался на такие группы, как Партия исламского возрождения, единственную оппозиционную силу, представленную в парламенте. Партия жалуется на давление со стороны чиновников в последние месяцы. (См. Таджикистан: давление на ведущую оппозиционную силу).

Политолог из Душанбе Парвиз Муллоджанов согласен с Каландаровым, говоря, «Я сомневаюсь, чтобы глава Муфтията мог бы самостоятельно, без консультации некоторых вышестоящих чиновников, высказываться на такие темы».

Хикматуло Сайфуллозода, член Партии исламского возрождения, подверг критике выпуск фетвы от имени правительства.

«Совет Улемов, кроме как давать фетвы в рамках шариата и Ислама, ни на что другое не имеет права», - говорит он.

Сайфуллозода говорит, что хотя многие критикуют решение президента Рахмона о социальных сетях, сайтах и прочих СМИ, все они находятся за пределами Таджикистана, т.е. являются эмигрантами, не планирующими возвращаться. На родине же люди запуганы и апатичны.

«Это искусственно созданное мнение, о том, что будто бы в Таджикском обществе может произойти что-то подобное тому, что происходит в некоторых арабских странах», - говорит Сайфуллозода.

Муфтий Абдукодирзода сообщил в интервью IWPR, что фетва не означает предупреждение организациям Таджикистана, как все предполагают. Наоборот, она является наставлением для людей с целью предотвращения «интриг и провокаций».

«Вы видите, как путем провокаций разрушили такие развитые страны как Украину, Сирию, Ливию, - говорит он. - Разве Совет Улемов… не имеет право позаботиться о народе, и чтобы предупредить народ, предпринять меры? Имеет право!».

Солехджон Завкиев, председатель Управления религиозных организаций Комитета по делам религии, рассказал IWPR, что фетва является чисто духовным заявлением, адресованным мусульманам.

«В этой фетве никакого вмешательства в политику не было», - говорит он. На вопрос о специальном предупреждении против сотрудничества со СМИ, он ответил: «СМИ, которые назвал муфтий, это те, которые распространяют листовки и открыто призывают к ведению джихада».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.