Таджикистан: положить конец преследованиям родственников оппозиционеров

Власти Таджикистана задерживают, допрашивают и запугивают родственников 10 мирных оппозиционеров, принявших участие в конференции в Германии 9 июля 2017 года, в отместку за мирное осуществление оппозиционерами своих основных прав, сообщили сегодня Хьюман Райтс Вотч и Норвежский Хельсинский комитет.

Активисты рассказали о 10 случаях в разных городах страны, санкционированных высшим руководством Таджикистана. Сотрудники органов национальной безопасности и представители местных властей Таджикистана публично унижали родственников активистов, не давали им покинуть страну и грозили им конфискацией имущества, а в одном случае угрожали изнасиловать дочь активиста.

«Враждебная кампания таджикских властей по запугиванию родственников диссидентов набирает обороты и становится все более вопиющей, -говорит Стив Свердлов, исследователь Хьюман Райтс Вотч по Центральной Азии. -Действия органов национальной безопасности и местных властей в нескольких городах одновременно свидетельствует о том, что решение о коллективном наказании принято на высшем уровне, и этому незамедлительно надо положить конец».

В Таджикистане сотни политических активистов, включая нескольких адвокатов-правозащитников, брошены в тюрьму в связи с усиливающимся наступлением на свободу выражения мнений; запрещены оппозиционные политические партии. Кроме того, власти нарушают права остающихся в стране родственников - в основном, родственников членов Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) и оппозиционного движения «Группа 24». Руководство страны и местные власти мобилизуют группы «обеспокоенных граждан» - народных мстителей, среди которых есть и работники школьных администраций, чтобы те окружали дома родственников и клеймили их как «врагов народа».

Последняя череда нападок произошла в отместку за посещение оппозиционерами 9 июля конференции в германском городе Дортмунде, где отмечалась 20-я годовщина подписания мирного соглашения, официально положившего конец гражданской войне 1992-1997 гг. в Таджикистане. Таджикские СМИ 10 июля сообщили, что заместитель директора Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан, провластный аналитик в области безопасности Сайфулло Сафаров выступил по национальному телевидению и осудил оппозиционеров, побывавших на дортмундской конференции. Он заявил, что их попытки объединиться в скоординированное оппозиционное движение представляют собой «серьезную угрозу» национальной безопасности Таджикистана.

Ранние акты возмездия произошли в сентябре и декабре 2016 года, когда активисты-эмигранты участвовали в мирных акциях протеста.

Активисты ПИВТ подробно рассказали Хьюман Райтс Вотч и Норвежскому Хельсинскому комитету о произволе властей, с которым столкнулись их родственники в период с 7 по 10 июля в столице страны Душанбе и семи других городах и селах Таджикистана. В каждом случае сотрудники органов нацбезопасности не скрывали, что их визиты и злонамеренные действия напрямую связаны с участием родственников этих людей в мирной политической конференции в Дортмунде (Германия).

США, Европейский союз, его государства-члены и прочие международные партнеры должны как можно скорее пресечь эскалацию актов возмездия в Таджикистане, где положение с правами человека продолжает ухудшаться, и публично осудить нарушения, заявили Хьюман Райтс Вотч и Норвежский Хельсинский комитет. Вашингтону, Брюсселю и другим партнерам следует рассмотреть возможность заморозки активов и отказа в выдаче виз в отношении таджикских должностных лиц и государственных органов, которые причастны к происходящему.

«Потрясает то, как мстят в Таджикистане людям за осуществление прав на свободу выражения мнений, - говорит Мариус Фоссум, представитель Норвежского Хельсинкского комитета по Центральной Азии. - Публично унижать людей, принуждать к разводу, угрожать изнасиловать их ребенка или отнять у них недвижимость в принципе недопустимо, не говоря уже о том, когда это делается в отместку за реализацию ими базовых прав человека».

Дангаринский район

7 июля 2017 года в поселке Себистон (Дангаринский район на юге Таджикистана) домой к родителям активиста ПИВТ Джаннатулло Комилова, живущего в Германии, пришли представители органов внутренних дел и нацбезопасности. Они ругали престарелую мать Комилова, Сайму Кулову, за оппозиционную деятельность ее сына, а также допрашивали и запугивали его братьев, Зубайдулло и Убайдулло Комиловых. Сотрудники грозили отобрать у семьи дом и прилегающий участок земли, если Джаннатулло Комилов не прекратит участвовать в оппозиционной деятельности за рубежом. Через два дня они вернулись и задержали отчима Комилова, Зубайдулло Атовуллоева, который провел ночь под стражей.

Куляб

7 и 8 июля в городе Куляб, на юге страны, домой к матери и отцу активиста ПИВТ Бободжона Каюмова, живущего сейчас в Турции, пришли несколько сотрудников органов нацбезопасности. Они запугивали родителей и заявили, что, если Каюмов не прекратит свою оппозиционную деятельность и не откажется от участия в дортмундской конференции, дом его семьи «снесут». Затем сотрудники заставили родителей записать видеообращение с осуждением деятельности сына. А 9 июля отца Каюмова задержали и до поздней ночи допрашивали в органах нацбезопасности Куляба.

Вахдат

Адвокат Джамшед Ёров - брат приговоренного к 25 годам лишения свободы адвоката Бузургмехра Ёрова, находящегося в заключении с сентября 2015 года. Суд над Бузургмехром Ёровым проходил с многочисленными нарушениями, а предъявленные ему обвинения были политически мотивированы. Дело против него возбудили после того, как он объявил о своем намерении защищать арестованных членов ПИВТ. Джамшед Ёров живет в Германии и на конференции в Дортмунде 9 июля он выступил с заявлением.

На следующий день сотрудники органов нацбезопасности пришли домой к его семье в Вахдате (Таджикистан) и сообщили его жене Дилбар Зухуровой, что ни она, ни ее дети не имеют права покидать территорию Таджикистана, а за попытку выехать из страны им грозит тюрьма. Как рассказал Хьюман Райтс Вотч и Норвежскому Хельсинкскому комитету Ёров, сотрудники требовали от Зухуровой развестись с ним, обещая ей в случае согласия продовольственную помощь и деньги. Кроме того, они грозили изнасиловать 15-летнюю дочь Джамшеда.

Село Пандовчи-Сари дашт Нурабадского района

8 июля в селе Пандовчи-Сари дашт Нурабадского района (центральный Таджикистан) сотрудники органов нацбезопасности задержали отца, живущего в Польше активиста ПИВТ, Исломиддина Саидова - Асомуддина Саидова. Они доставили его в органы нацбезопасности Душанбе для допроса. Саидову показывали фотографии его сына на мирных демонстрациях в Варшаве в сентябре 2016 года и угрожали, что примут «необходимые меры» по отношению к его сыну, если тот не прекратит политическую деятельность. Кроме того, сотрудники органов нацбезопасности пришли в дом сестры Исломиддина в Душанбе, чтобы допросить ее.

Представители местных органов власти села Пандовчи-Сари дашт, 9 и 10 июля требовали от отца выйти к группе «обеспокоенных граждан» и стоять перед ними, пока представители властей и другие люди оскорбляли его сына и всю семью за «предательскую» антиправительственную политическую деятельность. Они публично унижали Саидова и требовали от него, чтобы он заставил сына вернуться в Таджикистан чтобы предстать перед судом.

Село Пахтакор района Джайхун Хатлонской области

8 июля в селе Пахтакор Хатлонской области на юге Таджикистана сотрудники органов нацбезопасности пришли домой к Абдумуслиму Рустамову, брату активиста ПИВТ Ифтихора Рустамова, а также в дома к сестрам Ифтихора - Сабохат Ходжаевой и Зарнигор Рустамовой, чтобы допросить их о политической деятельности Рустамова. Сотрудники грозили дальнейшими неприятностями, если Ифтихор Рустамов не прекратит политическую деятельность.

11 июля из того же села в местные органы нацбезопасности доставили мать, живущего в Австрии активиста и пресс-секретаря ПИВТ, Махмуджона Файзрахмонова - Маснавихон Файзрахмонову. Ее также допрашивали о деятельности сына. Местные власти провели собрание, на котором жители села осуждали Файзрахмонова и его братьев за их политическую деятельность. Файзрахмонов рассказал Хьюман Райтс Вотч и Норвежскому Хельсинкскому комитету, что односельчане изгоняли его родных из сельского общества и, что здоровье его матери заметно пошатнулось после такого рода публичного наказания.

Худжанд

7 июля в городе Худжанде на севере страны в органы нацбезопасности вызвали родственников активиста ПИВТ Ильхомджона Якубова. Там их на протяжении нескольких часов допрашивали о его деятельности и пугали, не конкретизируя, «последствиями», если Ильхомджон Якубов не прекратит заниматься политической деятельностью.

Район Рудаки

8 июля представители властей района Рудаки явились домой к Мухаммади Тешаеву - бывшему руководителю районного отделения ПИВТ. Они допросили его родных и пригрозили отнять у них дом, если Тешаев не прекратит политическую деятельность.

Душанбе

Накануне конференции в Дортмунде сотрудники душанбинских органов нацбезопасности пришли домой к родственникам, живущей в Польше активистки ПИВТ Гулбарг Сайфовой, которая приходится родственницей эмигрировавшему в Европу председателю ПИВТ Мухиддину Кабири. Сотрудники заставили родителей Сайфовой записать видеообращение, в котором они осуждают деятельность Сайфовой и Кабири. Сайфова баллотировалась в парламент в марте 2015 года, однако ей пришлось покинуть страну и просить убежища в Польше из-за гонений, обрушившихся на нее из-за членства в ПИВТ.

7 июля сотрудники отдела внутренних дел по району Фирдавси города Душанбе пришли домой к живущим в Европе активисткам ПИВТ Миджгоне и Сайринисо Амоновым и допросили их отца. Милиционеры называли женщин «предательницами» и требовали от отца заставить их вернуться в Таджикистан и просить прощения у президента страны Эмомали Рахмона.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.