Таджикистан: Убит ярый критик президента Рахмона

5 марта стрелком-одиночкой был убит один из наиболее ярых критиков президента Таджикистана Эмомали Рахмона. Некоторые наблюдатели проводят параллели между расправой с Умарали Кувватовым и убийством в конце февраля российского оппозиционного лидера Бориса Немцова.

Кувватов, являвшийся лидером таджикского оппозиционного объединения под названием «Группа 24», был застрелен в Стамбуле. На момент убийства он ожидал ответа на прошение о предоставлении ему политического убежища в Турции. Первыми о преступлении сообщили ранним утром 6 марта турецкие СМИ.

Хотя мотивы и конкретные детали пока не ясны, многие наблюдатели подозревают, что убийство Кувватова связано с политикой.

Выступая перед журналистами 6 марта, лидер оппозиционной Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) Мухиддин Кабири сравнил данное убийство с недавними смертями Немцова и Рахата Алиева, бывшего зятя президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Смерть Алиева официально считается самоубийством, хотя юристы Алиева выразили сомнения по этому поводу.

«Независимо от того, по заказу каких сил они были убиты, данные события омрачают политическую атмосферу в их государствах», - заявил Кабири.

В связи с данным убийством в Стамбуле был задержан гражданин Таджикистана Сулейман Каюмов, сообщает таджикская служба РС/РСЕ. Каюмов жил в Турции на протяжении последних трех месяцев и, по сообщениям, являлся членом «Группы 24».

Сообщается, что Каюмов пригласил Кувватова с семьей поужинать в его доме. Убийство произошло после ужина, пишут турецкие СМИ. После того, как они немного поели, Кувватову, его жене и двоим детям стало плохо и они вышли на улицу, где неизвестный подошел к Кувватову сзади и выстрелит ему в голову.

Кувватов, которому на момент убийства было 47 лет, раньше торговал нефтепродуктами, но, по сообщениям, будучи обманутым своим партнером по бизнесу, который приходился зятем таджикскому президенту, Кувватов стал противником администрации Рахмона. Он быстро прославился как не стесняющийся в выборе средств политик. «Группа 24» умело использовала социальные СМИ для критики администрации Рахмона и дискредитации правящей семьи. Организуемые Кувватовым через Интернет нападки считались одной из причин, по которой таджикские власти приняли ряд мер по ограничению свободы пользования Интернетом.

Кувватова дважды задерживали за границей, в последний раз в конце прошлого года в Турции. После того, как в январе таджикские власти попытались добиться его экстрадиции, международная организация Freedom House опубликовала заявление, в котором говорилось, что Кувватова преследовали по политическим мотивам и в случае возвращения в Таджикистан он не мог рассчитывать на должное обращение и справедливый суд. «Мы испытываем глубокую озабоченность по поводу безопасности Умарали Кувватова в случае его высылки в Таджикистан или другую страну, где его могут подвергнуть пыткам, - говорилось в заявлении. - В последние годы несколько представителей политической оппозиции в Таджикистане подверглись нападениям, уголовному преследованию и тюремному заключению. В случае возвращения в Таджикистан Кувватов не сможет рассчитывать на справедливый суд и с большой вероятностью может подвергнуться дурному обращению в тюрьме».

До восьми членов «Группы 24» были недавно задержаны в Москве. По словам министра внутренних дел Таджикистана Рамазона Рахимзоды, Душанбе добивается их экстрадиции. Некоторые наблюдатели назвали эти аресты нападками властей на оппозицию в преддверии парламентских выборов 1 марта.

На выборах с огромным перевесом выиграла возглавляемая Рахмоном правящая Народно-демократическая партия Таджикистана. При этом ПИВТ, являющаяся самой крупной оппозиционной партией в стране, подозрительным образом не получила ни одного места в парламенте. Руководство ПИВТ не признало результатов выборов. По версии властей, ПИВТ получила 1,5% голосов избирателей, а по независимым подсчетам в пользу этой партии сделали выбор до 25% голосующих.

В октябре прошлого года, когда Кувватов и другие находящиеся за рубежом представители оппозиции призвали к проведению антиправительственной акции протеста, власти отреагировали параноидальным образом, блокировав ряд веб-сайтов и проведя в центре столицы учения по подавлению манифестаций. В назначенный день, 10 октября, никто на демонстрацию не пришел, в чем нет ничего удивительного. Чтобы помешать проведению манифестации, крупные операторы сотовой связи, зависящие от властей, отключили службу обмена короткими сообщениями. Ранее в том же месяце чиновники в Душанбе включили «Группу 24» в список «экстремистских» организаций.

Кувватова поддерживала небольшая, но растущая прослойка молодых жителей Таджикистана, чувствующих себя в социальных сетях как у себя дома, сказал независимый политический аналитик Парвиз Муллоджанов. Тем не менее, Муллоджанов сомневается, что Рахмон имеет прямое отношение к убийству. «Кувватов когда-то занимался в Таджикистане крупным бизнесом и нельзя исключать, что данное убийство было смешением коммерческих и политических интересов», - отметил он.

Муллоджанов также добавил, что лидер «Группы 24» не представлял «серьезной угрозы правящей элите».

«Тут не как с Борисом Немцовым … Смерть этого человека не приведет к мемориальным акциям протеста. У нас совсем другая политическая культура. Люди выразят соболезнования близким родственникам и займутся своими делами», - сказал Муллоджанов EurasiaNet.org.

Сам Кувватов всегда уходил от ответа, когда его просили детально и четко рассказать, что и как, на его взгляд, нужно реформировать в Таджикистане. Он просто говорил, что хочет положить «конец правлению семейного клана». «Группа 24» также не производила впечатления хорошо отлаженного механизма. Например, во время интервью с Кувватовым по скайпу когда он был в Турции было слышно, как несколько человек вокруг также разговаривали с кем-то по скайпу. Он объяснил это тем, что в комнате присутствовали некоторые его соратники по «Группе 24», общавшиеся с другими членами сети.

«Я прошу прощения за шум на заднем плане», - сказал он одному из корреспондентов EurasiaNet.org в октябре. - Мы готовимся к войне!»

Похоже, что кто-то подготовился к ней лучше, чем он.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.