Последние новости от Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине (СММ) на основе информации, поступившей по состоянию на 1 декабря 2016 года

  • Источник документа:
  • Дата:
    2 Декабрь 2016

В Донецкой области СММ зафиксировала большее количество нарушений режима прекращения огня, чем в предыдущий отчетный период. В Луганской области количество зафиксированных нарушений режима прекращения огня было аналогичным предыдущему отчетному периоду. СММ продолжала осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское. При этом свобода передвижения наблюдателей была ограничена на всех трех участках*. Миссия уточняла сообщения об отключениях водоснабжения в Луганске. Наблюдатели посетили один приграничный район, который в настоящее время не контролируется правительством. В Херсонской области СММ продолжала вести наблюдение за ситуацией на побережье Черного моря и вдоль административной границы между материковой частью Украины и Крымом. По наблюдениям Миссии, обстановка здесь оставалась спокойной.

СММ зафиксировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1] (в т. ч. 310 взрывов) в Донецкой области по сравнению с предыдущим отчетным периодом (около 150 взрывов).

Ночью 30 ноября в подконтрольном «ДНР» центре Донецка члены патруля Миссии слышали 35 взрывов неопределенного происхождения в 8-10 км к северо-западу. Первого декабря во второй половине дня камера СММ, установленная на подконтрольной «ДНР» шахте «Октябрьская» (9 км к северо-западу от центра Донецка), зафиксировала девять взрывов в воздухе в 7-10 км к северо-востоку.

Камера СММ в подконтрольном правительству г. Авдеевка (17 км к северу от Донецка) в ночь с 30 ноября на 1 декабря, после полуночи, зафиксировала два снаряда неопределенного типа, первый из которых летел с северо-запада на юго-восток, а второй - в противоположном направлении. Утром та же камера зафиксировала пять взрывов неопределенного происхождения и 27 снарядов неопределенного типа (семь из которых летели с северо-запада на северо-восток, два - с северо-востока на юго-запад, семь - с северо-запада на юго-восток, и 11 - с запада на восток), причем самыми первыми были зафиксированы семь снарядов неопределенного типа, выпущенные с северо-запада на юго-восток. Все эти случаи огневой активности произошли в 3-5 км к востоко-юго-востоку и юго-юго-востоку от места, где установлена камера. Во второй половине дня камера зафиксировала три взрыва неопределенного происхождения и восемь взрывов в воздухе на расстоянии 3-6 км в секторе с востока до юго-востока.

В подконтрольном «ДНР» г. Ясиноватая (16 км к северо-востоку от Донецка) в течение более шести часов наблюдатели слышали 44 взрыва неопределенного происхождения в 2-7 км к юго-юго-западу, западо-юго-западу и западу от своего местонахождения. Находясь в течение трех с половиной часов в Авдеевке, члены патруля Миссии слышали 24 взрыва неопределенного происхождения в 4-6 км к юго-востоку от своей позиции.

Ночью 30 ноября в подконтрольном «ДНР» г. Горловка (39 км к северо-востоку от Донецка) члены патруля Миссии слышали 38 взрывов неопределенного происхождения в 6-8 км к западо-юго-западу. Находясь той же ночью в подконтрольном правительству г. Светлодарск (57 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 46 взрывов неопределенного происхождения в 5-8 км к юго-востоку.

Находясь в подконтрольном правительству пгт Северное (бывшее Кирово, 44 км к северо-востоку от Донецка), члены патруля Миссии слышали один взрыв (по оценке, выстрел из 120-мм миномета) в 5-7 км к юго-востоку, семь взрывов неопределенного происхождения, 59 очередей и выстрелов из автоматического гранатомета, а также многочисленные очереди и выстрелы из стрелкового оружия, в основном в 6-8 км к юго-востоку и югу.

Находясь в 3 км к северо-западу от подконтрольного правительству с. Лебединское (16 км к северо-востоку от Мариуполя), СММ слышала 58 взрывов: два взрыва, оцененных как выстрелы из систем вооружения неустановленного типа в 2 км к юго-юго-востоку; 25 взрывов неопределенного происхождения на неустановленном расстоянии к северо-западу; 12 взрывов неопределенного происхождения в 2-3 км к юго-востоку и 19 взрывов неопределенного происхождения на неустановленном расстоянии к юго-востоку.

На восточной окраине подконтрольного «ДНР» с. Пикузы (бывшее Коминтерново, 23 км к северо-востоку от Мариуполя) патруль Миссии слышал четыре очереди из стрелкового оружия в 50-100 м к юго-востоку от своего местонахождения. Через пять минут наблюдатели услышали три взрыва неопределенного происхождения на неустановленном расстоянии к юго-юго-западу от своей позиции.

В Луганской области количество зафиксированных нарушений режима прекращения огня было аналогичным предыдущему отчетному период. При этом взрывов было меньше (шесть против 25 за предыдущий отчетный период), а очередей и выстрелов - больше (более 100 против 14, зафиксированных за предыдущий отчетный период). Находясь в подконтрольном правительству с. Артема (26 км к северу от Луганска) наблюдатели слышали два взрыва неопределенного происхождения и 100 очередей из крупнокалиберных пулеметов и стрелкового оружия в 2 км к юго-востоку от своего местонахождения. В подконтрольном «ЛНР» пгт Славяносербск (28 км к северо-западу от Луганска) патруль СММ слышал два взрыва неопределенного происхождения в 8 км к югу.

СММ уточняла сообщения о жертвах среди гражданского населения и разрушениях объектов гражданской инфраструктуры. Находясь в Горловке, наблюдатели Миссии в сопровождении офицера Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ) при Совместном центре контроля и координации (СЦКК) и члена «ДНР» пообщались с медперсоналом больницы, который сообщил, что мужчина (в возрасте 34 лет) накануне вечером в результате взрыва получил осколочные ранения плечей, спины и грудной клетки, когда он работал в поле вблизи подконтрольного «ДНР» пгт Гольмовский (49 км к северо-востоку от Донецка).

СММ продолжает осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств, а также пытаться получить неограниченный доступ к этим участкам в районе н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы (ТКГ) о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии к данным участкам оставался по большей части ограниченным. За рассматриваемый отчетный период наблюдатели не зафиксировали каких-либо признаков продолжения процесса разведения сил и средств или проведения работ по разминированию ни на одном из трех участков.

В Станице Луганской никаких признаков процесса разведения также зафиксировано не было. Члены патруля Миссии видели небольшую свежую воронку в асфальтовом покрытии дороги в 30 м к северу от нулевой южной передовой позиции Вооруженных сил Украины (ВСУ), расположенной к северу от моста. По оценке наблюдателей, воронка образовалась в результате разрыва гранаты из ручного противотанкового гранатомета (РПГ-7), выпущенной из неустановленного направления.

С моста над железнодорожными путями посередине участка разведения в районе Золотого-Первомайска СММ видела, как по шпалам в западном направлении шли двое вооруженных мужчин в зимнем камуфляже.

Находясь в подконтрольном правительству с. Богдановка (41 км к юго-западу от Донецка), к западу от участка разведения в районе Петровского, в течение более пяти с половиной часов наблюдатели слышали: один взрыв неопределенного происхождения на неустановленном расстоянии к северо-северо-западу, десять одиночных выстрелов из стрелкового оружия в 3-4 км к юго-западу, три взрыва неопределенного происхождения на неустановленном расстоянии к югу, семь одиночных выстрелов из стрелкового оружия в 3-4 км к югу, 17 взрывов неопределенного происхождения, шесть очередей из крупнокалиберного пулемета и более 50 очередей из стрелкового оружия на неустановленном расстоянии к северо-северо-западу (все нарушения режима прекращения огня, по оценке, произошли за пределами участка разведения). СММ также слышала один взрыв, оцененный как выстрел из вооружения неустановленного типа на неустановленном расстоянии к юго-востоку, а затем видела и слышала последующий взрыв, оцененный как соответствующий данному выстрелу разрыв в 3-4 км к юго-востоку. СММ не смогла установить, находилось ли место удара в пределах или за пределами участка разведения.

СММ продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.

Миссия зафиксировала пять самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм), которые стояли в подконтрольном правительству с. Тарасовка (43 км к северо-западу от Донецка) в нарушение линий отвода. На основе доступных СММ данных воздушного наблюдения 1 декабря в подконтрольной правительству Богдановке обнаружено единицу вооружения, похожую на реактивную систему залпового огня (БМ-21 «Град», 122 мм).

Наблюдатели видели вооружение, которое они не смогли верифицировать как отведенное, так как условия его хранения не соответствуют критериям, указанным в сообщении от 16 октября 2015 года. В подконтрольных правительству районах СММ отметила наличие четырех и отсутствие 11 других самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм), пять из которых впервые были отмечены как отсутствующие 25 октября, а остальные шесть - впервые.

СММ зафиксировала боевые бронированные машины и зенитную установку в зоне безопасности[2]. В подконтрольных правительству районах Миссия зафиксировала четыре боевые машины пехоты (БМП-1) (одна из которых находилась в движении, а три стояли) вблизи Станицы Луганской (за пределами участка разведения), а также один бронетранспортер (БТР-60) вблизи Золотого (за пределами участка разведения) и одну БМП-1 вблизи подконтрольного правительству с. Плотина (28 км к северо-востоку от Луганска). В подконтрольных «ЛНР» районах Миссия видела одну зенитную установку (ЗУ-23), установленную на грузовике военного типа, который стоял недалеко от с. Калиново-Борщеватое (61 км к западу от Луганска).

Миссия уточняла сообщения СМИ об отключениях водоснабжения в Луганске. Сотрудник КП «Попаснянский районный водоканал» в подконтрольном правительству г. Попасная (69 км к западу от Луганска) сообщил СММ, что в 11:00 «Луганское энергетическое объединение» отключило от электроэнергии агрегаты насосной станции в с. Петровское (87 км к северу от Луганска) из-за того, что у предприятия накопились долги за электроэнергию. Начальник Петровской насосной станции сообщил наблюдателям, что в 12:00 подача воды в Луганск со станции была полностью прекращена. Сотрудник компании, контролирующей водоснабжение в подконтрольных «ЛНР» районах, подтвердил факт отключения воды и добавил, что в некоторые районы Луганска вода будет подаваться по сокращенному графику.

СММ осуществляла мониторинг проведения ремонтных работ на объектах жизнеобеспечения. Координацию работ осуществлял СЦКК. В Северном Миссия проводила мониторинг ремонта водопровода между подконтрольным правительству г. Торецк (бывший Дзержинск, 43 км к северу от Донецка) и подконтрольным правительству пгт Ленинское (40 км к северо-востоку от Донецка) (см. Ежедневный отчет СММ от 1 декабря 2016 года). Наблюдая за ситуацией в течение четырех часов, команда Миссии слышала многочисленные нарушения режима прекращения огня (см. выше). СММ также наблюдала за ходом ремонта железной дороги в подконтрольном правительству с. Ореховое (57 км к северо-западу от Луганска), водопровода между подконтрольным «ЛНР» с. Желтое и с. Красный Лиман (17 и 30 км к северо-западу от Луганска соответственно) и системы водоснабжения в подконтрольном «ЛНР» пгт Славяносербск (28 км к северо-западу от Луганска).

СММ наблюдала за извлечением тела вблизи линии соприкосновения при координации СЦКК. На северной окраине подконтрольного «ЛНР» с. Раевка (16 км к северо-западу от Луганска) наблюдатели видели, как трое мирных жителей и один член «ЛНР» проводили извлечение тела на южном берегу реки Северский Донец. По информации присутствовавшего на месте офицера ВС РФ при СЦКК, утром того дня местный житель нашел тело погибшего мужчины на берегу реки. Член «ЛНР» сообщил Миссии, что мужчина, вероятно, подорвался на мине-ловушке, поскольку в теле было обнаружено множество осколков.

Наблюдатели посетили один приграничный район, который в настоящее время не контролируется правительством. В пешеходном пункте пересечения границы в с. Новоборовцы (79 км к югу от Луганска), наблюдая за ситуацией в течение получаса, СММ отметила, что ни в том, ни в другом направлении пешеходов не было.

В Херсонской области СММ продолжала вести наблюдение за ситуацией на побережье Черного моря и вдоль административной границы между материковой частью Украины и Крымом. Члены патруля Миссии отметили, что в с. Железный Порт (62 км к юго-западу от Херсона) и г. Скадовск (62 км к югу от Херсона), а также в пгт Каланчак и пгт Чаплинка (67 и 77 км к юго-востоку от Херсона соответственно) ситуация в общем и целом оставалась спокойной. Возле Железного Порта СММ видела два военных грузовика, а также три небольших группы неидентифицированных транспортных средств, находившихся без движения.

СММ продолжила наблюдение за ситуацией в Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.

*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ

Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать.

Запрет доступа:

  • Патруль Миссии не смог проехать к железнодорожному мосту (в пределах участка разведения) к югу от моста в Станице Луганской в связи с наличием знака, предупреждающего о минной опасности. Старший по рангу вооруженный член «ЛНР» сообщил наблюдателям, что местность заминирована. СММ сообщила об этом в СЦКК.
  • Из-за противотанкового заграждения («чешского ежа»), установленного на дороге, идущей на запад от памятника князю Игорю на краю участка разведения в районе Станицы Луганской, наблюдатели не смогли проследовать дальше на запад. СММ сообщила об этом в СЦКК.
  • С блокпоста «ЛНР» на южной окраине участка разведения в районе Золотого-Первомайска патруль Миссии не смог добраться до близлежащих полей и других зон на этом участке (кроме дорог), так как находившиеся там вооруженные члены «ЛНР» не могли гарантировать безопасность наблюдателям из-за возможного нахождения на местности мин и неразорвавшихся боеприпасов. СММ проинформировала об этом СЦКК.
  • Патруль Миссии не смог проехать из подконтрольной правительству части Золотого в направлении блокпоста ВСУ, расположенного к северу от участка разведения в районе Золотого-Первомайска, из-за того, что проезд был перегорожен бетонными блоками и колючей проволокой, а на дороге стояли знаки, предупреждающие о минной опасности. СММ сообщила об этом в СЦКК.
  • Патруль Миссии не смог проехать в западном направлении с подконтрольного «ДНР» Петровского из-за того, что местность, возможно, заминирована. СММ сообщила об этом в СЦКК.
  • Патруль Миссии не смог проехать в южном направлении от блокпоста ВСУ к северу от моста в подконтрольном правительству г. Счастье (20 км к северу от Луганска). Находившиеся там военнослужащие ВСУ сообщили наблюдателям, что местность остается заминированной. СММ проинформировала об этом СЦКК.
  • В подконтрольном «ЛНР» Луганске вооруженные люди, сославшись на соответствующие указания своего командира, велели патрулю Миссии покинуть территорию базы военного типа, на которой наблюдатели успели провести лишь несколько минут. СММ сообщила об этом в СЦКК.

Доступ при условии:

  • Недалеко от подконтрольного «ЛНР» с. Веселогоровка (64 км к западу от Луганска) гражданский автомобиль, в котором сидели двое вооруженных мужчин в форме военного типа, преградил путь автомобилю Миссии. После того, как один из мужчин записал название населенного пункта, куда направлялись наблюдатели, патрулю СММ разрешили проследовать дальше по маршруту.
Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.