Крым: Адвокаты подвергаются притеснениям

Два адвоката, представляющие интересы известных крымско-татарских активистов, были задержаны российскими властями, сообщает Хьюман Райтс Вотч. Их подзащитные проходят по политически мотивированным уголовным делам, которые, как представляется, являются местью за их общественную деятельность. Сотрудники правоохранительных органов во время обыска в офисе адвоката Эмиля Курбединова. Бахчисарай, Крым, 26 января 2017 г. Развернуть

Сотрудники правоохранительных органов во время обыска в офисе адвоката Эмиля Курбединова.

© 2017 Антон Наумлюк (RFE/RL)

Эмиль Курбединов, задержанный 26 января 2017 г., и Николай Полозов, задержанный днем ранее, защищают зампредов Меджлиса, представительного органа крымских татар, Ахтема Чийгоза и Ильми Умерова, в отношении которых возбуждены надуманные уголовные дела в связи с их активными публичными выступлениями против российской оккупации Крыма. Многие представители крымских татар, составляющих преимущественно мусульманское этническое меньшинство на полуострове, с февраля 2014 г., когда Крым был взят под контроль российскими силами, неоднократно участвовали в мирных акциях протеста против политики российского правительства на полуострове.

«Задержание российскими властями адвокатов крымско-татарских активистов продолжает линию по ограничению гарантий прав человека и законности в оккупированном Крыму, - говорит Хью Уильямсон, замдиректора Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. - Российские власти должны прекратить притеснять адвокатов и активистов и должны гарантировать крымским татарам их права».

Как сообщил Хьюман Райтс Вотч коллега, сопровождавший Курбединова, тот был задержан 26 января в Бахчисарае сотрудниками Центра по противодействию экстремизму МВД Крыма, когда направлялся на встречу с клиентом. Его машину якобы для рядовой проверки остановили сотрудники ДПС. Вскоре туда подъехали сотрудники центра «Э» и забрали адвоката.

Курбединова доставили в Железнодорожный районный суд Симферополя, который назначил ему 10 суток административного ареста за «пропаганду либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций». Правонарушение Курбединова состояло в репосте статьи о митинге сторонников «Хизб-ут-Тахрир» в Симферополе в 2013 г. «Хизб-ут-Тахрир» является политическим движением радикального толка; в России оно запрещено как террористическая организация.

Emil Kurbedinov speaking at the Supreme Court of Russia. Развернуть

Эмиль Курбединов в Верховном Суде РФ

© 2017 Антон Наумлюк (RFE/RL)

Полиция также провела обыск дома и в офисе у Курбединова, изъяв два ноутбука и несколько электронных накопителей данных. Один из адвокатов Курбединова заявил Хьюман Райтс Вотч, что ему пришлось в течение 40 минут добиваться от полиции разрешения пройти в квартиру его клиента.

Полозов был задержан сотрудниками крымского управления Федеральной службы безопасности России по дороге на слушание по делу его подзащитного Чийгоза. Он рассказал Хьюман Райтс Вотч, что в Симферополе около гостиницы к нему подошли шестеро оперативников, усадили в микроавтобус и отвезли в УФСБ для допроса по делу Умерова. Полозов отказался говорить, сославшись на адвокатскую тайну, и через два с половиной часа был отпущен.

По словам Полозова, его завели в здание УФСБ через боковой вход и никак не оформляли его присутствие там. Его собственному адвокату при попытке допроса присутствовать не разрешили. Полозов перед этим только что вернулся из Страсбурга, где в Совете Европы рассказывал о нарушениях стандартов справедливого судебного разбирательства в делах Чийгоза и Умерова и о давлении на адвокатов в Крыму.

В сентябре 2016 г. крымское управление Следственного комитета России начало в отношении Полозова доследственную проверку по факту вмешательства в деятельность прокурора, неуважения к суду и оскорбления представителя власти. Обвинения были связаны с постом в Facebook, в котором Полозов назвал гособвинителя в деле Чийгоза «мелким» и «ничтожным». Сам Полозов заявил Хьюман Райтс Вотч, что считает это преследование местью за его работу по защите лидеров крымских татар. Проверка была ненадолго приостановлена в ноябре 2016 г., но на данный момент не прекращена.

Ахтем Чийгоз проходит обвиняемым по делу, связанному с акцией протеста в первые недели российской оккупации Крыма. Он содержится под стражей уже 23 месяца, суд над ним в настоящее время продолжается. Ильми Умеров обвиняется в «публичных призывах к совершению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации» за интервью крымско-татарскому телеканалу в марте 2016 г., в котором он критиковал российскую оккупацию. Он остается на свободе, однако в августе - сентябре был на три недели принудительно помещен в психиатрический стационар.

В сентябре 2016 г. Верховный суд России подтвердил решение Верховного суда Крыма о признании Меджлиса «экстремистской» организацией и о запрете его деятельности в Российской Федерации.

Статья 12 принятой ГА ООН Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы призывает государства принимать все необходимые меры в целях обеспечения защиты «любого человека, выступающего индивидуально и совместно с другими, от любого насилия, угроз, возмездия, негативной дискриминации де-факто или де-юре, давления или любого иного произвольного действия» в связи с деятельностью по поощрению и защите прав человека и основных свобод.

За период оккупации Крыма многие люди, которые мирно протестовали против политики и практики властей или открыто критиковали их, подвергались российскими и де-факто крымскими властями задержанию, лишению свободы, насильственному исчезновению, нападениям и запугиваниям или были вынуждены покинуть полуостров. Власти также закрыли в Крыму множество независимых крымско-татарских СМИ.

«Очень немногие адвокаты, которые отстаивают права человека, готовы работать в Крыму и делают это с немалым риском для себя лично, - говорит Хью Уильямсон. - Притеснения и запугивания в отношении Курбединова и Полозова преследуют цель заставить еще больше представителей адвокатской профессии держаться подальше от политически чувствительных уголовных дел».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.