Последние новости от Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине (СММ) на основе информации, поступившей по состоянию на 20 марта 2017 года

  • Источник документа:
  • Дата:
    21 Маршировать 2017

По сравнению с предыдущими сутками Миссия констатировала увеличение количества случаев нарушения режима прекращения огня в Донецкой области. При этом большинство таких нарушений произошло в районах к востоку и северо-востоку от Мариуполя, в том числе применение реактивных систем залпового огня. СММ констатировала аналогичный уровень нарушений режима прекращения огня в Луганской области, что и в предыдущие сутки. В Луганском наблюдатели зафиксировали повреждения частного дома, возникшие в результате обстрела. Миссия подтвердила сообщения о пострадавших мирных жителях в Лозовом и Авдеевке. СММ продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств в районах населенных пунктов Станица Луганская, Золотое и Петровское, при этом доступ к ним, как и к другим районам, оставался ограниченным*. Камеры СММ зафиксировали нарушения режима прекращения огня в пределах участка разведения в районе Станицы Луганской. В подконтрольных правительству районах Миссия зафиксировала наличие вооружения, размещенного с нарушением линий отвода, а в неподконтрольных правительству районах отметила отсутствие вооружения в постоянных местах хранения. Наблюдатели вновь видели длинные очереди гражданских лиц на трех контрольных пунктах въезда-выезда. СММ продолжала наблюдать за блокадой железнодорожных путей, проходящих через линию соприкосновения. В Киеве и Днепре команда Миссии продолжала осуществлять мониторинг акций протеста у отделений банка.

СММ констатировала увеличение количества случаев нарушения режима прекращения огня[1] в Донецкой области, включая около 1 550 взрывов (из которых, по оценке Миссии, 500 выстрелов и 500 дальнейших разрывов снарядов), по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда было зафиксировано около 200 взрывов. Более 90% взрывов было зафиксировано в дневное время в районах к востоку и северо-востоку от Мариуполя.

Осуществляя патрулирование в 2 км к юго-востоку от подконтрольного правительству с. Лебединское (16 км к северо-востоку от Мариуполя), в период с 09:50 до 14:15 команда Миссии слышала около 1 000 взрывов. Сначала было зафиксировано множественные одновременные взрывы, оцененные как выстрелы из вооружения неустановленного типа на неустановленном расстоянии к северу, а затем - множественные одновременные взрывы, оцененные как разрывы этих снарядов на неустановленном расстоянии к северо-востоку, два залпа реактивной системы залпового огня (РСЗО) на неустановленном расстоянии к северу и двух серий взрывов, оцененных как разрывы этих ракет на неустановленном расстоянии к северо-северо-востоку. Вслед за этим наблюдатели слышали и видели 60 взрывов, оцененных как разрывы ракет РСЗО на неустановленном расстоянии к северо-северо-востоку, 120 взрывов - как выстрелы из артиллерии на неустановленном расстоянии к северо-северо-западу и последовавшие разрывы артиллерийских снарядов на неустановленном расстоянии к северу и северо-востоку, 40 взрывов - как выстрелы из артиллерии на неустановленном расстоянии к востоку и последовавшие разрывы артиллерийских снарядов на неустановленном к северо-северо-западу, 83 взрыва - как выстрелы из минометов на неустановленном расстоянии к северо-востоку и последовавшие разрывы минометных мин на неустановленном расстоянии к северу, и 40 взрывов - как выстрелы из минометов на неустановленном расстоянии к северу и последовавшие разрывы минометных мин на неустановленном расстоянии к северо-востоку.

Со своей позиции в 3 км к северу от подконтрольного правительству с. Гнутово (20 км к северо-востоку от Мариуполя) на протяжении приблизительно двух часов около полудня наблюдатели слышали и видели 70 взрывов, которые они оценили как выстрелы из 122-мм артиллерии в 2,5 км к западо-северо-западу, и слышали последовавшие разрывы артиллерийских снарядов на неустановленном расстоянии к юго-востоку (см. раздел о вооружении, размещенном в нарушение линий отвода). Команда СММ также слышала и видела 15 взрывов, оцененных как запуск ракет РСЗО на неустановленном расстоянии к северо-востоку, и слышала дальнейшие разрывы 15 ракет на неустановленном расстоянии к юго-востоку. наблюдатели также слышали 40 взрывов, оцененных как запуск ракет РСЗО на неустановленном расстоянии к востоко-северо-востоку, и слышали последовавшие разрывы ракет на неустановленном расстоянии к юго-юго-востоку.

Находясь в 1 км к северу от подконтрольного правительству с. Пищевик (25 км к северо‑востоку от Мариуполя) в течение около 4 часов, члены патруля Миссии слышали 30 взрывов, оцененных как запуск ракет РСЗО на неустановленном расстоянии к востоку; 11 взрывов - как выстрелы из вооружения неустановленного типа, и 85 взрывов неопределенного происхождения - всё на расстоянии 3-5 км к юго-востоку и юго-западу. Они также слышали 27 взрывов неопределенного происхождения на неустановленном расстоянии к юго-востоку.

В подконтрольном правительству пгт Новотроицкое (36 км к юго-западу от Донецка) команда СММ слышала 15 взрывов неопределенного происхождения в 1-4 км к северо-северо-востоку. В подконтрольном правительству с. Новоигнатовка (40 км к югу от Донецка) наблюдатели слышали 20 взрывов неопределенного происхождения, которые, по их оценке, были вызваны огнем из РСЗО, а также 50 взрывов неопределенного происхождения - всё на неустановленном расстоянии к юго-востоку. Находясь в подконтрольном правительству с. Богдановка (41 км к югу от Донецка) члены патруля Миссии слышали 54 взрыва неопределенного происхождения на неустановленном расстоянии к югу.

Вечером 19 и в ночь на 20 марта камера СММ в с. Широкино (20 км к востоку от Мариуполя) зафиксировала в общей сложности 34 взрыва неопределенного происхождения, 8 трассирующих снарядов (в такой последовательности: шесть с востока на запад, один с запада на восток и еще один с юго-запада на северо-восток) и 6 активно-реактивных снарядов (сначала три снаряда с запада на восток, а потом еще три с востока на запад) - всё на неустановленном расстоянии к северу от места, где установлена камера. Вечером 20 марта эта же камера зафиксировала 7 взрывов, оцененных как разрывы артиллерийских снарядов в 6-9 км к северу.

В Луганской области СММ констатировала аналогичный уровень нарушений режима прекращения огня, что и в предыдущие сутки, при этом отметив сокращение количества взрывов (3 против 12). В подконтрольном «ЛНР» пгт Калиново (60 км к западу от Луганска) наблюдатели слышали 3 взрыва неопределенного происхождения в 2-4 км к юго-западу. Находясь возле подконтрольного правительству г. Счастье (20 км к северу от Луганска), члены патруля Миссии слышали 10 очередей и 15 выстрелов из крупнокалиберного пулемета в 2-3 км югу.

Наблюдатели зафиксировали повреждения от обстрелов, а также подтвердили сообщения о двух пострадавших мирных жителях. Медперсонал больницы в Авдеевке сообщил СММ о том, что 19 марта они оказали медицинскую помощь пожилой женщине из Авдеевки, которая получила осколочные ранения левого плеча и правой руки, когда она находилась в своем доме на ул. Колосова, 139. Медработники также сообщили, что женщина была выписана в тот же день. Местная полиция в Авдеевке подтвердила эту информацию.

В больнице им. Калинина в Донецке наблюдатели пообщались с пожилой женщиной, которая сообщила о том, что 18 марта она получила огнестрельное ранение, когда находилась на приусадебном участке своего дома, расположенного на ул. Ушакова, 77, в подконтрольном «ДНР» пос. Лозовое (13 км к западу от Донецка). Медперсонал больницы сообщил Миссии, что в ходе операции пуля была излечена из спины пациентки. Пострадавшая показала команде СММ пулю калибром 5,45 мм.

В подконтрольном «ДНР» пос. Луганское (15 км к юго-западу от Донецка), возле военного объекта и неподалеку от блокпоста, наблюдатели видели свежую воронку в поле (на расстоянии 300 м от близлежащих домов). Жители поселка сообщили, что обстрел произошел 18 марта.

В подконтрольном «ДНР» пос. Сигнальное (23 км к юго-западу от Донецка) команда СММ зафиксировала 7 свежих воронок в поле на расстоянии 850 м от ближайших домов. По оценке Миссии, воронки образовались от разрывов минометных мин калибром 120 мм. Жительница сообщила наблюдателям, что обстрел произошел 18 марта.

18 марта беспилотный летательный мини-аппарат (БПЛА) СММ зафиксировал пробоину на западном краю крыши склада, расположенного на ул. Партсъезда в подконтрольном «ДНР» Петровском районе (15 км к юго-западу от Донецка). По оценке наблюдателей, пробоина появилась в результате попадания 82-мм минометной мины.

СММ продолжает осуществлять мониторинг процесса разведения сил и средств, а также пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (60 км к северо-западу от Луганска) и н. п. Петровское (41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на всех трёх участках разведения по-прежнему ограничен*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.

Вечером 18 марта камера СММ в подконтрольной правительству Станице Луганской зафиксировала эпизоды огневой активности в такой последовательности: два снаряда с юго-юго-востока на северо-северо-запад на расстоянии 1 км к югу от места расположения камеры, одну противотанковую управляемую ракету с юга на север на расстоянии 0,4 км к юго-западу, а также три взрыва неопределенного происхождения в 1-2 км к югу и юго-юго-востоку. По оценке СММ, все эти нарушения режима прекращения огня произошли в пределах участка разведения.

Миссия продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом[2].

В поле на северо-восточной окраине Гнутово наблюдатели видели три буксируемые гаубицы (Д-30, 122 мм) из которых велся огонь в юго-восточном направлении. Наличие этих единиц вооружения в этой местности является нарушением соответствующих линий отвода.

СММ еще раз посетила постоянные места хранения вооружения «ДНР», расположение которых соответствует линиям отвода, и впервые обнаружила, что одно место хранения не используется. Наблюдатели отметили отсутствие 19 танков (девяти Т-64 и десяти T-72), причем отсутствие пяти из них (3 - Т-64 и 2 - Т-72) Миссия фиксирует впервые. Члены «ДНР» отказали наблюдателям в доступе к двум другим постоянным местам хранения*, вследствие этого 34 единиц вооружения (25 танков и 9 минометов) учтены не были.

Ни одна из сторон не направила никакого ответа на сообщения в предыдущих отчетах СММ относительно вооружения, размещенного в нарушение линий отвода, или недостающего вооружения в местах хранения. СЦКК также не оповестил о своем вкладе в обеспечение соблюдения режима прекращения огня в этой связи.

СММ зафиксировала боевые бронированные машины (ББМ) и зенитную установку в пределах зоны безопасности. В подконтрольных правительству районах Миссия зафиксировала шесть бронетранспортеров (БТР-4) в Авдеевке, БТР-3 на грузовике-платформе в с. Нижнетеплое (26 км к северу от Луганска), БТР-3 на грузовике-платформе в г. Счастье (20 км к северу от Луганска), МТ-ЛБ на грузовике-платформе в 4,5 км к северо-востоку от с. Райгородка (34 км к северу-западу от Луганска), боевую машину пехоты (БМП-1), два МТ-ЛБ и одну зенитную установку (ЗУ-23-2, 23 мм) на грузовике в с. Передельское (24 км к северо-западу от Луганска). 17 марта мини-БПЛА и БПЛА среднего радиуса действия СММ обнаружили БТР и три БМП (две БМП-2 и одну БМП неустановленного типа) возле Авдеевки, а 18 марта - пять БМП в г. Железное (быв. Артемово, 39 км к северу от Донецка), а также ББМ (типа БМП) и два БТР-80 в пгт Новгородское (35 км к северо-востоку от Донецка).

В подконтрольном «ЛНР» пгт Калиново (60 км к западу от Луганска) команда Миссии видела один МТ-ЛБ, который двигался в северном направлении.

СММ продолжает фиксировать наличие неразорвавшихся боеприпасов. Как ранее уже было отмечено, на дороге между блокпостом «ДНР» в пгт Оленовка (25 км к юго-западу от Донецка) и правительственным блокпостом в пос. Березовое (31 км к юго-западу от Донецка) наблюдатели видели, по всей видимости, брошенную осколочную гранату (ОГ-7В, 40 мм).

Вблизи подконтрольного «ЛНР» г. Александровск (10 км к западу от Луганска) команда Миссии впервые зафиксировала использованные контейнеры от зажигательных боеприпасов (РПО «Рысь», 93 мм) в поле, которое, по оценке наблюдателей, служило полигоном.

В поле возле с. Новоалександровка (65 км к западу от Луганска) команда СММ впервые зафиксировала два неразорвавшихся боеприпаса, застрявших в грунте в 2-5 м к северу от дороги. По оценке наблюдателей это были снаряды из безоткатного орудия, выпущенные с юго-восточного направления. Приблизительно в 100 м далее на дороге они также видели стабилизатор минометной мины калибром 82 мм.

Миссия продолжает фиксировать длинные очереди гражданских лиц на контрольных пунктах въезда-выезда. Утром 20 марта на блокпосте «ЛНР» к югу от моста в Станице Луганской наблюдатели видели примерно 2 300 пешеходов, которые ожидали перехода в подконтрольные правительству районы. Приблизительно в это же время на блокпосте «ДНР» возле Оленовки СММ видела около 440 гражданских автомобилей, ожидавших в очереди на проезд в направлении подконтрольных правительству районов, и около 40 гражданских автомобилей в очереди в противоположном направлении. На блокпосте «ДНР» к северу от г. Горловка (38 км северо-востоку от Донецка) команда Миссии видела 250 гражданских транспортных средств, 30 автобусов и 500 пешеходов, направлявшихся в подконтрольные правительству районы.

Наблюдатели выполнили мониторинг в одном приграничном районе, который в настоящее время не контролируется правительством. 20 марта за час своего пребывания на пограничном пункте пропуска возле г. Вознесеновка (быв. Червонопартизанск, 65 км к юго-востоку от Луганска) наблюдатели видели, как территорию Украины покинули 22 транспортных средства (11 с российскими и 11 с украинскими номерными знаками), один автобус с российскими номерными знаками, четыре грузовика с тентованными прицепами (три с номерными знаками Украины и один - Российской Федерации), а в Украину въехали 19 транспортных средств (девять с номерными знаками Украины, девять - Российской Федерации и один с табличками «ЛНР»).

Команда СММ продолжала наблюдать за блокадой железнодорожных путей, проходящих через линию соприкосновения. Осуществляя патрулирование в подконтрольных правительству г. Горское (63 км к западу от Луганска) и г. Бахмут (быв. Артемовск, 67 км к северу от Донецка), наблюдатели отметили спокойную ситуацию, при этом не зафиксировав никаких изменений.

Миссия продолжала наблюдать за акциями протеста у отделений банка в Днепре и Киеве (см. Ежедневный отчет СММ от 18 марта 2017 года). 20 марта в Днепре СММ видела шестерых протестующих (все молодые люди), а также временные палатки с символикой «Национального корпуса», находившиеся неподалеку от отделения банка. Полицейских на месте события не было. Как 19, так и 20 марта перед одним из отделений того же банка в Киеве наблюдатели видели до 30 активистов (молодых женщин и мужчин), которые сидели в креслах-мешках и стояли перед отделением банка. Миссия отметила спокойную ситуацию и отметила отсутствие правоохранителей.

СММ продолжила наблюдение за ситуацией в Херсоне, Одессе, Ивано-Франковске, Харькове, Львове, Черновцах и Киеве.

*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ

Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что СЦКК должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию.

Запрет доступа:

  • На участке разведения в районе Станицы Луганской украинский офицер при СЦКК сообщил СММ, что до сих пор невозможно гарантировать безопасность наблюдателей Миссии в районах вокруг главной дороги из-за возможного наличия там мин и невзорвавшихся боеприпасов. СММ проинформировала СЦКК об этом.
  • Вооруженные мужчины на блокпосту «ЛНР», расположенном на краю участка разведения в районе Золотого, сообщили наблюдателям, что они до сих пор не могут гарантировать патрулям СММ безопасность в полях и на дорогах второстепенного значения из-за возможного наличия там мин и невзорвавшихся боеприпасов. Миссия проинформировала СЦКК об этом.
  • Патруль Миссии уже в который раз не смог проехать в южном направлении от моста, расположенного в подконтрольном правительству Счастье, поскольку военнослужащие Вооруженных сил Украины (ВСУ) сообщили СММ о наличии мин на дороге к югу от моста. Миссия проинформировала об этом СЦКК.
  • Военнослужащие ВСУ снова остановили патруль СММ на дороге между подконтрольным правительству с. Катериновка (64 км к западу от Луганска) и г. Попасная (69 км к западу от Луганска) и заявили, что дорога заминирована и наблюдатели смогут проехать только после получения разрешения от старших по рангу офицеров ВСУ. Миссия вновь проинформировала об этом СЦКК.
  • Офицер ВСУ при СЦКК сообщил СММ, что Вооруженные силы Украины не контролируют дорогу, ведущую от Богдановки до с. Викторовка (42 км к юго-западу от Донецка), а потому не могут гарантировать безопасность патрулей Миссии. Он также добавил, что на дороге к Петровскому через Викторовку до сих пор есть противотанковые мины. СММ проинформировала об этом СЦКК.
  • Вооруженный член «ДНР» отказал патрулю Миссии в доступе к постоянному месту хранения вооружения. СММ проинформировала СЦКК об этом.
  • В постоянном месте хранения вооружения ворота были закрыты и не было членов «ДНР». СММ проинформировала СЦКК об этом.
  • Вооруженные лица отказали патрулю СММ в доступе к объекту в подконтрольном «ЛНР» г. Хрустальный (быв. Красный Луч, 55 км к юго-западу от Луганска), и сообщили что наблюдателям не разрешается пребывать в радиусе 100 метров от объекта. Миссия проинформировала СЦКК об этом.

[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.

[2] Несмотря на совместное заявление Трехсторонней контактной группы от 1 февраля и достигнутую 15 февраля договоренность, стороны так и не предоставили СММ исходную информацию о подлежащем отводу вооружении и о текущем месторасположении подразделений и формирований.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.