Болгария должна расследовать преступления на почве ненависти

То, что Болгария надлежащим образом не расследует и не привлекает к ответственности виновных в преступлениях на почве ненависти, только способствует распространению страха, дискриминации и в конечном итоге насилия, заявила Amnesty International в опубликованном сегодня новом докладе.

Доклад "Упуская главное: отсутствие надлежащего расследования преступлений на почве ненависти в Болгарии" посвящён серьёзным последствиям преступлений на почве ненависти для пострадавших и показывает, как отсутствие мер по борьбе с укоренившимися предубеждениями в отношении лиц, ищущих убежища, мигрантов, мусульман, а также лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов способствует дальнейшему распространению насилия и дискриминации.

"Сотни людей относящихся к разным меньшинствам, стали жертвами преступлений на почве ненависти, а у многих других нет уверенности в том, что власти их защищают", - заявил Марко Перолини, исследователь Amnesty International по вопросу дискриминации в Европе. "Власти Болгарии должны как можно быстрее занять твёрдую позицию и обеспечить соблюдение национальных и международных норм права, гарантирующих соблюдение прав человека для всех".

Преступления на почве расизма и ксенофобии

Действующие в Болгарии законы позволяют привлекать к ответственности за преступления на почве ненависти, связанные с расизмом и ксенофобией, но власти систематически не квалифицируют и не расследует такие преступления надлежащим образом.

Согласно данным болгарского Хельсинкского комитета и других местных организаций, число нападений на мигрантов и лиц, ищущих убежища, резко возросло в 2013 году. Заместитель Генерального прокурора сообщил Amnesty International, что прокуратура Софии с января 2013 года по март 2014 года начала 80 досудебных разбирательств уголовных дел, касавшихся преступлений против национальных меньшинств, в том числе мигрантов, лиц, ищущих убежища, цыган и турок. Тем не менее собранные данные не являются исчерпывающими и не отражают весь масштаб таких нарушений.

В сентябре 2013 года группа из восьми или девяти человек, вооружённых кастетами, напала на Назира, соискателя статуса беженца из Ирака. Его положили в больницу на девять дней и провели две операции. Полиция так и не появилась в больнице, чтобы взять у Надира показания, а после отказалась регистрировать его жалобу. Назир рассказал, что полицейский "сказал мне уйти или они отправят меня обратно в Ирак". Когда Amnesty International задала вопрос об этом случае министру внутренних дел, то тот ответил, что после проведения внутреннего расследования двое полицейских были наказаны за небрежность, но до сих пор остаётся неясным, было или нет расследование нападения на Назира.

Для некоторых преступлений, таких как убийство или нападение, расистские или ксенофобские мотивы являются отягчающим обстоятельством и ведут к более строгому наказанию, однако власти часто рассматривают их как преступления, совершённые из хулиганских побуждений, что, как рассказали работники прокуратуры Amnesty International, легче обосновать. Это отчасти связано с тем, что многим сотрудникам прокуратуры не хватает соответствующих знаний и опыта для применения существующих законов на практике.

"Часто дискриминационный состав преступления, например нанесение оскорблений расистского характера, просто не замечается властями. Использование эвфемизма "хулиганские действия" не может заменить уголовного преследования по факту совершённого преступления", - подчеркнул Марко Перолини, исследователь Amnesty International по вопросам дискриминации в Европе. "С расизмом и ксенофобией можно будет покончить лишь в том случае, если власти признают и зафиксируют их существование".

Группа одетых в черное скинхедов совершила жестокое нападение на Метина, гражданина Болгарии турецкого происхождения, рядом с многоквартирным домом, где живёт множество мигрантов. Он получил опасные для жизни увечья и несколько недель находился в коме. Один из нападавших кричал мужчине, который пытался помешать им, когда они пытались ворваться в квартиру Метина перед нападением: "Почему ты защищаешь мигрантов? Они убивают болгарских девушек". Полиция задержала подозреваемых на месте преступления и было возбуждено досудебное расследование по факту покушения на убийство из хулиганских побуждений.

Преступления на почве гомофобии и трансфобии

В Болгарии нет закона, позволяющего преследовать в уголовном порядке за преступления на почве гомофобии, которые сейчас расследуются и трактуются в ходе судебного преследования просто как хулиганские действия.

В январе 2014 года правительство предложило новый уголовный кодекс, в который была включена сексуальная ориентация в качестве мотива преступлений на почве ненависти, но принятие закона было отложено в преддверии парламентских выборов в октябре 2014 года. А новое правительство ещё не приняло решения по вопросу этих изменений.

"В Болгарии делают вид, что гомофобных и трансфобных нарушений не существует. Болгарские власти должны внести поправки в законодательство о преступлениях на почве ненависти и включить в него все дискриминационные мотивы, чтобы лесбиянки, геи, бисексуалы, транссексуалы и интерсексуалы (ЛГБТИ) смогли начать жить без страха", - подчеркнул Марко Перолини.

Михаил Стоянов, двадцатипятилетний студент, был жестоко убит в парке Софии в 2008 году из-за того, что его сочли геем. Во время расследования свидетель сообщил, что двое подозреваемых были в составе группы, собиравшейся "очистить" парк от геев. Несмотря на это, из-за пробелов в законодательстве в августе 2013 года городская прокуратура Софии предъявила обвинения в убийстве на основании хулиганских побуждений. Прокурор, работавший над этим делом, сообщил Amnesty International: "Закон накладывает ограничения и поэтому я не мог учитывать гомофобные мотивы в обвинительном заключении".

Затруднения в доступе к правосудию для пострадавших

Большая часть пострадавших от преступлений на почве ненависти вообще не сообщают о них властям. Некоторые говорят, что это происходит, потому что они не верят в то, что полиция надлежащим образом отреагирует на их дело или даже потому что они боятся дальнейшей дискриминации со стороны полиции. По данным последнего исследования Европейского Союза, 86% лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов в Болгарии, из тех кто пережил насилие или угрозы насилия, не сообщали об этих инцидентах в полицию. Около трети тех, кто не сообщал о таких инцидентах, ссылались на страх перед гомофобной или трансфобной реакцией болгарской полиции, как на причину их нежелания подавать жалобы.

Лишь немногие из тех, кто сообщил о преступлениях на почве ненависти, добились справедливости в судебном порядке или получили возмещение. Amnesty International разговаривала с истцами, которых не проинформировали о ходе их дел или о том, какие они имеют права в качестве пострадавших, что не соответствует требованиям болгарского национального законодательства.

Ауроре, чернокожая гражданка Франции, подверглась физическому нападению на автобусной остановке в Софии со стороны группы из семи или восьми человек. Сначала они изображали обезьян, а потом повалили её на землю и пинали ногами. Её друзья с белой кожей, которые была вместе с ней, не подверглась нападению, поэтому очевидно, что она стала жертвой расистского нападения. Её так ни разу и не вызвали в суд в качестве пострадавшей и не сообщили о проведении судебного заседания. Суд освободил подозреваемых от любой уголовной ответственности и назначил им штраф.

Ауроре рассказала Amnesty International: "…Часть меня умерла в тот день.. и особенно, когда узнала, что те люди были просто оштрафованы и что мне не сообщили о судебном заседании… Мне не нужны деньги или что-нибудь подобное, я просто хочу, чтобы эти действия были надлежащим образом определены, а виновные понесли соответствующее наказание для того, чтобы такое не произошло снова".

"Болгарские власти должны расследовать, признавать и открыто осуждать преступления на почве ненависти в будущем и бросить вызов глубоко укоренившимся предрассудкам, существующим в болгарском обществе", - заключил Марко Перолини.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.