Южный Судан: Зверства противоборствующих сторон вынудили бежать почти миллион человек

• Почти миллион человек в регионе Экватория подвергся насильственному перемещению, что усугубило всемирный кризис с беженцами

• Гражданских лиц расстреливали, забивали до смерти с помощью мачете и сжигали заживо в их собственных домах.

• Женщин и девочек похищали и подвергали групповым изнасилованиям.

В опубликованном сегодня брифинге Amnesty International говорится, что появление новой линии фронта в южно-суданском конфликте за последний год вынудило сотни тысяч человек покинуть плодородный экваториальный район страны и привело к непрекращающимся зверствам, голоду и смятению среди мирного населения.

Исследователи организации посетили регион в июне и документально зафиксировали, что в этом регионе чаще всего правительственные войска, но также и оппозиционные силы, совершали по отношению к мирному населению преступления по международному праву и другие серьезные нарушения прав человека, в том числе военные преступления.

Эти преступления привели к массовому перемещению почти миллиона человек, в том числе к появлению беженцев из региона в соседней Уганде.

«Эскалация боевых действий в регионе Экватория привела к росту жестокости и насилия в отношении гражданского населения. Мужчин, женщин и детей расстреливали, забивали до смерти мечете и сжигали заживо в их домах. Женщин и девочек похищали и подвергали групповым изнасилованиям», - заявила Донателла Ровера, старший советник по реагированию на кризисные ситуации в Amnesty International, которая только что вернулась из этого региона.

«Дома, школы, медицинские учреждения и территории гуманитарных организаций были разграблены, разрушены и сожжены. Продуктовая блокада используется в качестве средства ведения войны. Зверства продолжаются, и сотни тысяч людей, которые всего год назад были относительно мало затронуты конфликтом, теперь подверглись насильственному перемещению».

В экваториальном регионе Южного Судана до этого практически не наблюдалось политического и межобщинного насилия, бушующего в стране с 2013 года, когда начались столкновения между лояльными президенту Салва Кииру военнослужащими Народной армией освобождения Судана (НАОС) и приверженцами тогдашнего вице-президента Риека Мачара.

Все изменилось в середине 2016 года, когда в силу различных причин правительственные войска и оппозиционные силы вошли в Ей, город с населением около 300 000 человек в 150 километрах на юго-запад от столицы страны Джубы, который занимает стратегически важное положение на главном торговом пути в Уганду и Демократическую республику Конго.

Правительственные войска при поддержке союзных им вооруженных отрядов, в том числе печально известного «Масиан Анйоор», состоящих из молодых бойцов главным образом из народности динка, безнаказанно совершали многочисленные нарушения. Вооруженные формирования оппозиции также совершали серьезные нарушения, хоть и в меньшем масштабе.

Массовые и преднамеренные убийства

Многочисленные свидетели в деревнях вокруг Ей рассказали Amnesty International, что правительственные силы и союзные им вооруженные формирования преднамеренно и с безрассудной легкостью убивали гражданских лиц. Люди, избежавшие расправы, рассказывали об одинаковых сценариях нападений.

Вечером 16 мая 2017 года, во время одного из таких нападений, солдаты правительственной армии произвольно задержали 11 мужчин в деревне Кудупи, в округе Каджо Кеджи рядом с угандийской границей. Они затащили восьмерых из них в хижину, заперли дверь, подожгли ее и произвели несколько выстрелов в горящее здание. Как рассказали Amnesty International четверо выживших, тогда было убито шесть человек - двое сгорели и еще четверых застрелили, когда они пытались убежать.

Джойс, мать шестерых детей из деревни Пайава, к югу от Ей, рассказала, как ее муж и еще пять других мужчин были убиты 18 мая 2017 года в ходе аналогичного нападения. Она также рассказала Amnesty International, что солдаты неоднократно мучали жителей деревни и до этих убийств:

«Это было пятое нападение армии на деревню. Во время первых четырех нападений они только грабили, но никого не убивали. Они приходили, пытали и крали вещи. Они уводили людей в тайные места, чтобы их там пытать. Они также задерживали молодых девушек, насиловали их и отпускали. [Они изнасиловали] Сьюзи, племянницу мужа, 18 лет, [в деревне] 18 декабря 2016 года».

Во время другого инцидента, 21 мая 2017 года, девять жителей деревни пропали, после того, как их забрали солдаты из казарм, находящихся рядом с Гимуну в 13 километрах от Ей. В результате полицейского расследования в середине июня были найдены их тела. Жертвы, как полагают, были зарублены мачете. Никто не был привлечен к ответственности, что совсем не редкость, когда полиция пытается расследовать случаи убийства военными гражданских лиц.

Нападения на сельских жителей со стороны правительственных войск, судя по всему, часто являются местью за действия оппозиционных сил в регионе.

Отряды вооруженной оппозиции также преднамеренно убивали гражданских лиц, поддерживавших, по их мнению, правительство, а часто просто из-за того, что они принадлежали к народности динка или были беженцами из суданского региона Нубийские горы, которых они обвиняли в симпатиях к правительству.

Изнасилования и другое сексуальное или гендерное насилие

После эскалации боевых действий в прошлом году, Amnesty International также зафиксировала резкий рост числа похищений и изнасилований женщин и девочек в регионе Экватория.

«Для женщин и девочек есть лишь один способ оказаться в безопасности - это умереть. Пока мы живы, мы постоянно подвергаемся опасности - вот так все сейчас плохо», - сообщила Мэри, 23-летняя мать пятерых детей.

В апреле 2017 года посреди ночи к ней в дом ворвались трое солдат и двое из них ее изнасиловали. Позже она убежала со своими детьми в другой заброшенный дом, но на следующую ночь неустановленные лица подожгли его и заставили их спасаться бегством.

Женщины подвергаются особому риску изнасилований, когда они выбираются за город, чтобы найти продовольствие в окружающих сельских районах. Им приходится этим заниматься из-за сокращения поставок продовольствия и роста числа грабежей.

София, 29 лет, рассказала Amnesty International, что бойцы оппозиции дважды ее похищали. В первый раз они держали ее в плену вместе с другими женщинами около месяца, а во второй - неделю, и неоднократно ее насиловали. Их не остановило даже то, что у нее три ребенка, а ее мужа застрелили правительственные войска.

Позже она бежала в Ей, где столкнулась с острым дефицитом продовольствия.

Продовольствие в качестве средства ведения войны

Доступ гражданского населения к продовольствию крайне ограничен. И правительственные, и оппозиционные силы ограничивают поставки продовольствия в определенные районы, систематически грабят продовольственные рынки и дома, нападают на гражданских лиц, переносящих даже минимальное количество еды через линию фронта. Каждая сторона обвиняет гражданское население в том, что оно кормит или наоборот получает продовольствие от врага.

В городе Ей, большая часть жителей которого бежала за последний год, оставшееся население находится фактически в осаде. Они сталкиваются с острой нехваткой продовольствия, поскольку у них больше нет возможности доставать его в окружающих сельских районах.

Двадцать второго июня ООН предупредила, что в отдельных районах Южного Судана дефицит продовольствия достиг беспрецедентного уровня.

«Одна из трагедий этой войны в том, что главный зерновой район Южного Судана, который год назад мог прокормить миллионы людей, превратился в поле боя и миллионы людей бежали оттуда в поисках безопасности», - подчеркнула Джоанна Маринер, старший эксперт Amnesty International по вопросам реагирования на кризисные ситуации.

«Все стороны конфликта должны обуздать своих бойцов и немедленно прекратить нападения на мирное население, которое находится под защитой законов войны. А виновные в жестоких преступлениях, к какой бы стороне конфликта они не относились, должны быть привлечены к ответственности. В то же время, миротворцы ООН должны выполнять свой мандат и защищать мирное население от постоянных нападений».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.