В вопросе соблюдения прав девушек в Кыргызстане наблюдается прогресс

Пятого октября в Кыргызстане в третьем и окончательном чтении парламент принял новый законопроект о защите девушек подросткового возраста от вступления в насильственные и ранние браки; шестьдесят восемь депутатов проголосовали за и сорок - против. Значительный вклад в создание законопроекта внесли активисты движения за защиту прав женщин в Кыргызстане. Закон вступит в силу с момента подписания президентом и предусматривает уголовную ответственность до пяти лет лишения свободы за участие в организации брака или совершение религиозного обряда в случае, если одному или обоим вступающим в брак не исполнилось восемнадцати лет. Действие закона распространяется и на представителей духовенства, и на родителей жениха и невесты.

Как и во многих других странах Средней Азии и за её пределами, в Кыргызстане чаще всего официально не регистрируют браки, если невеста не достигла восемнадцатилетнего возраста. Это связано с тем, что согласно положениям Семейного кодекса, минимальный возраст, с которого женщинам и мужчинами разрешается вступать в брак, составляет восемнадцать лет, при этом при соблюдении определённых условий предусматривается возможность снижения брачного возраста на один год. Принуждение к вступлению в брак против воли девушки - уголовное преступление, при этом более строгое наказание (до десяти лет) предусматривается, если невесте не исполнилось семнадцати лет. Кроме того, половые сношения с лицами, моложе шестнадцати лет, также караются в уголовном порядке. Несмотря на это, некоторые духовные лица готовы сочетать браком пары, даже если один из будущих супругов не достиг разрешённого возраста. В таком случае родственники жениха и невесты, а также община, в которой они живут, будут считать брак законным, несмотря на то, что тот не был зарегистрирован в государственных органах и ни один из супругов не имеет законных прав и, следовательно, не несёт никакой ответственности. Вот почему новый закон особо ориентирован на браки, заключённые в религиозной форме.

По данным Национального статистического комитета 2014 года, 13% опрошенных женщин в возрасте от двадцати до сорока девяти лет вышли замуж или «заключили брачный союз» (то есть вступили в незарегистрированный брак) до достижения восемнадцатилетнего возраста, а 0,5% - пятнадцатилетнего. В опросе не учитывались данные вступления в брак юношей, однако, как и в большинстве других стран, в Кыргызстане несовершеннолетние юноши гораздо реже вступают в брак, чем несовершеннолетние девушки (по данным официальной статистки в 2014 году в брак вступили девятьсот сорок восемь юношей и мужчин в возрасте от пятнадцати до девятнадцати лет, при этом одиннадцать тысяч семьсот девяносто семь девушек того же возраста).

Вступление в брак несовершеннолетних - серьёзная правозащитная проблема в Кыргызстане. Браки в Кыргызстане зачастую организуют родители невесты, и у девушки либо нет возможности отказаться, либо её просто «похищают» (обычай, согласно которому потенциальный жених похищает женщину или девушку, которой не остаётся практически ничего другого, как выйти за него замуж, иначе ей грозит позор из-за предположения, что похититель её изнасиловал, и она потеряла девственность). Насильственные браки считаются нарушением прав человека согласно положениям международных соглашений в области прав человека, государством-участником которых является Кыргызстан, в том числе Международного пакта о гражданских и политических правах (статья 23), Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (статья 16), а также Конвенции о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков.

Даже в тех случаях, когда несовершеннолетняя девушка соглашается на брак, такое согласие может иметь неосознанный характер. Например, она может согласиться на брак из чувства долга под принуждением со стороны родителей, чтобы облегчить тяжёлое материальное положение семьи, чтобы младшие братья и сёстры могли учиться дальше. Кроме того, брак может показаться не самым плохим выбором в отсутствие условий для дальнейшей учёбы или работы.

Вступление в брак в очень юном возрасте усугубляет риск нарушений прав девушек в будущем. В Кыргызстане принято, чтобы жена после вступления в брак переехала к мужу и его родственникам. Неравное соотношение сил между несовершеннолетней женой и взрослым мужем, а также между нею и свекровью и другими родственниками, значит, что девушка может подвергнуться домашнему насилию, изнасилованию и принудительной беременности; кроме того, у девушки могут возникнуть проблемы со здоровьем в связи с ранней беременностью и родами. Осложнения в период беременности и родов - вторая основная причина смертности среди девушек в возрасте от пятнадцати до девятнадцати лет во всём мире. Замужние девушки чаще всего не могут закончить обучение в школе, что является нарушением права на получение образования. Нередки случаи ограничения свободы передвижения (например, им запрещают выходить из дома без разрешения); они могут оказаться в изоляции, если им запрещают общаться с родными и друзьями. Помимо всего прочего, им могут запретить работать вне дома и не дают пользоваться заработанными средствами, если они всё же работают.

Как признают авторы законопроекта, принятие закона не приведёт к полному искоренению практики браков несовершеннолетних в Кыргызстане. Тем не менее в сочетании с уже имеющимися правовыми гарантиями закон послужит сдерживающим фактором и чётко даст понять, что религия не может и не должна использоваться в целях узаконивания нарушений прав девушек. На следующем этапе правоохранительные структуры и органы прокуратуры должны совместными усилиями гарантировать исполнение закона, а власти - организовать кампанию по борьбе с дискриминационными социальными установками и вредными гендерными стереотипами, которые лежат в основе браков несовершеннолетних в Кыргызстане.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.