Исламский радикализм: опасности для молодежи

В странах Центральной Азии, для которых традиционной религией является ислам, власти сильно озабочены радикализацией молодежи. Фактов, подтверждающих растущую проблему радикализации не много, однако есть признаки, указывающие на участие граждан стран Центральной Азии в военных действиях в Сирии на стороне сил Исламского государства. По мнению экспертов, есть две основные причины радикализации молодежи. Во-первых, это нарушение прав граждан на свободу вероисповедания, во-вторых, происки крупных геополитических игроков. О причинах, угрозах и принимаемых мерах рассуждает Нодира Рахмонбердиева, постоянный автор в Таджикистане, НАНСМИТ.

РИСКИ ИСЛАМСКОЙ РАДИКАЛИЗАЦИИ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Многие в Центральной Азии считают регион очень уязвимым к исламскому радикализму по нескольким причинам.

«С одной стороны независимость государств, социально-политическая нестабильность и безработица - молодежь соглашается воевать как наемники, за деньги, - считает российский эксперт Иван Сафранчук. - Но есть и такие, которые идут на войну из-за чувства социальной несправедливости».

«Вербовка таджикских молодых людей началась еще лет 10 назад, где молодежь под видом обучения Исламу выезжала за границу», - говорит таджикский эксперт Фаридун Ходи-зода.

Росту радикализма таджикской молодежи способствует и трудовая миграция, где молодежь попадает под влияние радикально настроенных людей или группировок. Большинство молодых людей из Таджикистана, воюющих в составе боевых групп ИГИЛ, были завербованы именно в России, где они пребывали в бесправном положении трудового мигранта.

Не только таджикистанские граждане подвержены влиянию радикального ислама. По словам эксперта из Узбекистана Виктора Михайлова, сейчас узбекские власти также очень обеспокоены вступлением молодежи в радикальные группы в России. Узбекская молодежь боится таких слов как «Хизб-ут-тахрир», «Таблиги» и «Нуричиляр»- эти организации имеют как массу сторонников в разных странах, считающих их неправомерно преследуемыми, так и противников, борющихся за запрет их деятельности и признания террористическими и экстремистскими религиозными организациями.

НАСКОЛЬКО ВЕРОЯТНА И ЧЕМ ОПАСНА РЕЛИГИОЗНАЯ РАДИКАЛИЗАЦИЯ?

На международной конференции «Исламский радикализм - как вызов для светских государств: опасности для молодежи» (3 апреля, г. Душанбе) мнения о масштабах проблемы и эффективности мер по ее устранению выражали многие, в том числе посол Германии в Таджикистане Хольгер Грэн, который акцентировал внимание на росте общего числа боевиков, воюющих в Сирии, среди которых много граждан и Германии и стран Центральной Азии, и росту приверженцев салафизма. По его словам только в Германии их число составляет около 7 тыс..

«Радикалы - это уже армия, с ними бороться невозможно, - сказал Иван Сафранчук, доцент кафедры Мировых и политических процессов МГИМО России. - За последние 35 лет в разных точках мира всегда была война, где одной из сторон являлись борцы за исламскую веру». По словам Сафранчука, общий мобилизационный потенциал может составить до 100 тысяч человек, еще примерно 50-70 тысяч можно рекрутировать из региональных локальных конфликтов, которые есть в мире.

Таджикский эксперт Абдуфаттох Вохидов, ссылаясь на российский телеканал «Царьград», отмечает, что в Екатеринбурге среди мигрантов из Таджикистана активно работают вербовщики из ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванте). Согласно данным репортажа, среди мигрантов из Таджикистана распространяются видеоролики, снятые в Ираке и Сирии, в которых мигрантов призывают присоединиться к джихаду, завлекая деньгами и «беззаботной жизнью на территории Халифата».

По оценкам экспертов, ежегодно из Таджикистана в Россию в поисках работы уезжает до миллиона граждан. Отслеживать судьбу мигрантов достаточно сложно, ведь они разбросаны по всей России. Трудовые мигранты, находящиеся в тяжелых условиях, повседневно сталкиваясь с правовыми и экономическими трудностями, являются наиболее подверженными риску вступления в различные экстремистские движения.

КАКИЕ МЕРЫ ПРЕДПРИНИМАЮТСЯ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ РОСТА РАДИКАЛИЗМА?

По оценкам Таджикских правозащитников в процессе борьбы с терроризмом и радикализмом, прежде всего, страдают верующие люди, не имеющие никакого отношения ни к радикальным идеям, ни к террористическим организациям. Именно они по большей части страдают от репрессивных мер: запретов, арестов и суровых приговоров, которые используются властями Центральной Азии для искоренения проблемы радикализации. Учитывая риски и угрозы исламского радикализма, власти Таджикистана усилили агитационно-пропагандистскую и разъяснительно-воспитательную работу среди молодежи, школьников и студентов. Повсеместно стали проводиться профилактические мероприятия, направленные на просвещение населения, в том числе и религиозное, а также усилены меры по безопасности. «К сожалению, эти меры принимаются келейно и не дают должного эффекта», - считает журналист Нуриддин Каршибоев.

В Узбекистане все религиозные учреждения находятся под жестким контролем властей и сообщества. В Узбекистане более 2500 мечетей, много медресе, но молодежь ходит только в мечеть. Мечеть является своего рода органом по контролю за поведением верующих.

Бытует мнение, некоторые запрещенные религиозные организации как террористические в других государствах региона, в частности в Кыргызстане чувствуют себя вольготно. Заместитель директора Комиссии по делам религии Кыргызстана отметил, что движение «Таблиги» официально не зарегистрировано на территории страны, но оно и не запрещено и действует. По его мнению, это не означает, что кыргызские службы не следят за их деятельностью. За ними наблюдают и мониторят.

По словам экспертов, необходимо искать другие инструменты для профилактики. Посол Германии в Таджикистане, в частности, апеллирует к просвещению в вопросах религии. Дипломат отметил, что в школах Германии внедрили специальные уроки по вероучению для христиан и мусульман, и данный предмет - своеобразная борьба с радикализмом, так как педагоги стараются преподавать религиозные идеи с мирной точки зрения.

Несмотря на предпринимаемые меры, радикализация растет. И в борьбе с ней, вероятно, наиболее эффективным способом может стать объединение сил и лучшей практики.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.