Последнее обновление: Понедельник, 16 сентября 2019, 13:18 GMT

Спасение высокогорных сел Грузии

Издатель Институт Брукингса: Проект по вопросу о перемещении лиц внутри страны
Автор Александре Гачечиладзе
Дата публикации 25 января 2016
Индекс документа CRS Issue 802
Цитировать как Институт Брукингса: Проект по вопросу о перемещении лиц внутри страны, Спасение высокогорных сел Грузии, 25 января 2016, CRS Issue 802, доступ по следующему адресу: https://www.refworld.org.ru/docid/56c1eca34.html [последняя дата доступа 23 сентября 2019]
ОговоркаДанный документ не является публикацией УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет за нее ответственности и не обязательно одобряет ее содержание. Мнения, изложенные в данной публикации, принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отображают взгляды УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или государств-членов.

Новый закон, принятый правительством Грузии, направлен на замедление высокого показателя миграции из слаборазвитых высокогорных регионов страны.

Около 66 процентов территории Грузии составляет высокогорная местность, жители которой сталкиваются с высоким уровнем безработицы, плохой инфраструктурой и угрозой природных катастроф.

За последние годы, в поисках лучшей жизни, отсюда уехали тысячи людей, что привело к разрушительному воздействию на местную культуру, поскольку поселения оказались заброшены.

Закон, который вступил в силу 1 января, предоставляет дополнительные социальные, коммерческие и экономические льготы для людей, проживающих в высокогорных районах.

Он был подготовлен министерством регионального развития и инфраструктуры при поддержке Швейцарского агентства по развитию и сотрудничеству на Южном Кавказе, Австрийского сотрудничества по развития и Агентства международного развития ООН.

Поддержка, которая будет оказываться поэтапно, предполагает финансовую помощь семьям с детьми и увеличение зарплат учителям, врачам и медсестрам. Правительство будет частично оплачивать расходы за отопление и электричество в течение зимних месяцев.

Каждая семья, проживающая в высокогорном районе, ежемесячно в течение года будет получать от государства 100 лари за рождение первого или второго ребенка. За каждого последующего ребенка пособие возрастет до 200 лари и будет выплачиваться в течение двух лет. Пенсионеры, проживающие в высокогорных регионах, будут получать пенсию на 20% выше стандартной, а также дополнительную социальную помощь.

Жители также получат привилегии, касающиеся налогов на прибыль и имущество. Компании получат статус высокогорных предприятий и будут освобождены от выплаты налогов на 10 лет.

Эксперты надеются, что закон окажет существенное влияние на внутреннюю миграцию, хотя они предупреждают, что необходимо сделать еще многое, включая создание рабочих мест и развитие туристической инфраструктуры.

«В конечном счете, закон может быть оценен как позитивный, - сказал руководитель Центра миграции Гиорги Гогишвили. - Он создаст условия для решения проблем, существующих в высокогорных регионах. Вопрос наибольшей важности заключается в создании правильного механизма по реализации закона и начале его осуществления, согласно существующему плану».

ОТТОК НАСЕЛЕНИЯ

По информации Государственной комиссии по вопросам миграции, сложно дать точную оценку того, сколько из жителей, которые уехали из высокогорных регионов, эмигрировали или переехали в другую область страны.

Миграция из высокогорных регионов началась в 60-х годах в результате советской индустриальной политики. Многие жители восточной Грузии переехали в Рустави и стали работать на заводах. Жители высокогорных районов на западе страны - Рача-Лечхуми и Сванети переехали в Кутаиси для работы на машиностроительных заводах.

В 80-90 году внутренняя миграция в Грузии, в основном, была спровоцирована войной, социально-экономическими факторами и стихийными бедствиями, например землетрясениями и оползнями. К этому добавились конфликты в Абхазии и Южной Осетии, экономический коллапс и дестабилизация на Северном Кавказе.

В целом, в Грузии очень высокий показатель миграции.

Масштаб проблемы был указан предварительными результатами переписи населения, проведенной в ноябре 2014 года. Согласно информации Национальной службы статистики Грузии, население страны на 1 января 2015 года составило 3 729 500 человек. Это на 642 000 человек меньше данных переписи 2002 года.

(Смотрите также: Численность населения Грузии сокращается)

В 2002 году в сельской местности жили 2 087 000 человек, что составляло 47.7 процентов от общей численности населения. Спустя 12 лет число сократилось до 1 589 100 - 42.6%.

В 2014 году число городских жителей с 2 285 000 в 2002 году сократилось до 2 140 000 человек.

Это означает, что сельское население сократилось на 23,8 процента, а городского населения на 6,3 процента. Окончательные данные переписи будут опубликованы весной этого года.

Наиболее пострадавшими районами оказались Рача-Лечхуми и Квемо Сванети, в которых население сократилось на 37,4 процента, а в Самегрело-Земо Сванети на 29%.

В переписи населения 2002 года, 164 грузинских села были отмечен как заброшенные, а 152 слабо заселенное. Эксперты говорят, что окончательные результаты переписи населения 2014 года покажут, что эти цифры возросли.

Координатор программы Международной организации по миграции (МОМ) в Тбилиси Марк Хулст, предупредил, что «без изменений в политике, депопуляция будет продолжаться».

Многие из этих сел расположены недалеко от северной границы Грузии с Россией, и некоторые эксперты предупреждают, что депопуляция может повредить национальным интересам Грузии.

«Высокогорные районы Восточного Кавказа были опустошены, что, естественно, имеет негативное влияние на национальную безопасность, - сказала доцент географии человека в Тбилисском государственном университете Иа Иашвили. - Проблема проистекает из слабых связей правительства с регионом».

РАЗВИТИЕ НОВЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Одной из главных причин миграции является отсутствие работы. Традиционно, в высокогорных областях основными источниками дохода было сельское хозяйство и скотоводство, но этого хватало только для прожиточного минимума.

Молодежь часто отказывается от фермерства и пытается найти другие возможности, что в свою очередь приводит к отстутсвию сельскохозяйственных рабочих.

Развитие туризма может остановить поток мигрантов из высокогорных регионов. В 2014 году туризм составил 6% от ВВП страны, и в нем было трудоустроено 11% рабочей силы.

Наибольшее число иностранных визитеров в Грузии приезжают из близлежащих стран, таких как Армения, Азербайджан, Россия, Турция и Украина. Число туристов из стран Европейского Союза также растет.

Тем не менее, «это на пользу только определенным регионам» говорит Хулст, по словам которого остальные регионы все еще неразвиты.

Регион Сванети, расположенный на северо-западе Грузии, к примеру, извлекает из туризма определенную пользу. Некоторые местные жители открыли в крупных селах гостевые дома или зарабатывают деньги, продавая молоко, мясные продукты и сувениры. Молодые люди работают в качестве туристических гидов, что является растущей отраслью. Но в большинстве случаев, это приносит доходы ниже прожиточного минимума.

Хевсурети на северо-востоке Грузии, с другой стороны, обладает высоким потенциалом для развития туризма с его богатой историей, архитектурой и природой. Но отсутствие инфраструктуры и услуг делает его менее привлекательным для туристов, чем Сванетию.

Многие женщины из Хевсурети едут Грецию для работы в качестве нянь или горничных, что часто плохо отражается на их семьях, оставшихся в Грузии.

ОТСУТСТВИЕ МЕСТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Перебои в подаче воды, газа и электричества, которые случаются во всей Грузии, особенно осложняют жизнь в высокогорных регионах, поскольку в зимнее время они изолированы от остальной части страны.

Многие местные жители зимой покидают свои регионы и переезжают в низменные местности, а в изолированных поселениях остаются лишь несколько семей.

Например, в селе Мравалдзали в регионе Рача зимой остаются только четыре-пять человек.

«Проблема, которая должна быть решена в первую очередь это - дорога», - говорит житель Мравалдзали Бичико Схиртладзе.

Есть и другие факторы, например, закон о защите лесов. Местные заявляю, что меры по предотвращению вырубки лесов являются позитивными, но утверждают, что политика должна быть модифицирована для таких поселений как Мравалдзали, где для обогрева жилья у дров нет альтернативы.

Факторами, способствующими миграции являются и отсутствие адекватного образования или медицинского обеспечения.

По словам Реваза Гетиашвили из Сети Кавказских природоохранных НПО (CENN) проблема образования является настолько острой, что родители отправляют своих детей в детские дома, чтобы они могли там проходить обучение.

«Были единичные случаи, когда люди отказывались от родительских прав и в принятии этого решения важную роль играл тот факт, что он не могут давать своим детям должного образования», - сказал он.

В качестве примера он привел село Ведзатхеви, с которым дорожного сообщения не было почти восемь лет, после повреждения магистрали из-за схода оползня. В результате, детям ежедневно приходилось проходить до школы 12 километров.

Семьи, которые решили остаться в селе, отправили своих детей в детские дома, где они могли навещать их раз в неделю. В поисках лучшей жизни, большинство жителей Ведзатхеви уехали из села, несмотря на то, что доступ к их дороге был впоследствии восстановлен.

Проблема может быть намного хуже, чем указывают существующие цифры.

«Статистики о миграции с высокогорных районов не существует поскольку большинство людей не зарегистрированы там, где они фактически проживают» - сказал Хулст из МОМ.

«Большинство земельных участков не зарегистрировано, - добавил Гогишвили из Центра миграции. У местных есть историческое чувство владения, и они не ощущают необходимости в регистрации. У них нет на это и финансовых ресурсов, что приводит к серьезным проблемам».

В Сванети и Аджарии, это привело к спорам о собственности, которые затруднили осуществление инфраструктурных проектов и вызвали трения между правительством и местными жителями.

Высокогорные регионы уязвимы к стихийным бедствиям, таким как оползни и наводнения. От них пострадали тысячи домов особенно в Лечхуми и Аджарии, но большинство людей продолжает там жить потому что у них нет средств для переезда.

В 2014 году, в Министерстве вынужденно переселенных лиц с оккупированных территорий, расселению и беженцев, был создан специальный отдел - департамент эко-мигрантов. Одним из его полномочий является расселение людей в экологически безопасные зоны.

С 2004 года, заявки на расселение заполнили 3 000 семей, 1 182 из них были одобрены. В 2015 году были переселены 140 семей - это значительное увеличение общего показателя по сравнению с 2013 и 214 годами, когда были расселены 36 семей.

«У нового закона будет положительное воздействие на миграцию, вызванную экологическими проблемами, а экономически сильные жители смогут решать проблемы самостоятельно - сказал Гетиашвили. - Это долгосрочный процесс, сегодня эти люди находятся в чрезвычайной ситуации».

Искать на Refworld

Страны