Последнее обновление: Вторник, 15 октября 2019, 08:15 GMT

Беженцы из Украины в Российской Федерации

Издатель Комитет «Гражданское содействие»
Дата публикации 2015
Цитировать как Комитет «Гражданское содействие», Беженцы из Украины в Российской Федерации, 2015, доступ по следующему адресу: https://www.refworld.org.ru/docid/57a45f854.html [последняя дата доступа 19 октября 2019]
ОговоркаДанный документ не является публикацией УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет за нее ответственности и не обязательно одобряет ее содержание. Мнения, изложенные в данной публикации, принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отображают взгляды УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или государств-членов.

Особенности потока украинских беженцев.

До 2014г. поток беженцев из Украины в Россию исчислялся единицами. При этом на территории России проживали и работали сотни тысяч граждан Украины. Активизация потока обращений за убежищем началась весной этого года в то время, когда на востоке Украины начались военные действия.

Впервые в России поток беженцев был встречен сочувствием общества и поддержкой государства.

Специфика этого потока лиц, ищущих убежища, в том, что их родной язык русский, они получили такое же образование, как и жители России, с большинством населения у них совпадают традиции и религия. Поэтому интеграция украинских беженцев в российское общество не представляет проблемы.

Можно отметить, что поддержка беженцев из Украины сплотила российское общество, включая ту его часть, которая рассматривает аннексию Крыма и вторжение российских вооруженных сил в Украину.

Большую работу по приему беженцев проделали волонтерские организации, граждане легко жертвовали на беженцев из Украины свои небольшие пенсионные деньги, принимали к себе в дом семьи беженцев. В территориальных органах ФМС России были открыты отдельные приемные для украинцев. На границе с Украиной МЧС разбило хорошо оборудованные лагеря.

Этот энтузиазм к концу лета начал угасать. Начались конфликты между хозяевами и гостями. Приемные ФМС прекратили прием документов, МЧС начало сворачивать лагеря.

imageНемного статистики

Официальные лица в СМИ оценивают число прибывших из Украины беженцев различно, но всегда огромными числами. Говорят о 800 тыс. и даже миллионе беженцев.

Однако мы оцениваем число беженцев из Украины приблизительно 150-170 тыс. человек. Это чисто экспертная оценка, исходящая из того, сколько обращается граждан Украины к нам в Сеть «Миграция и Право», имеющую пункты юридических консультаций в 45 регионах РФ, а также из официальной информации об обращениях за убежищем на границе.

В то же время есть официальные данные ФМС России, которым можно доверять, поскольку они основаны не на оценочных, а на реальных данных о том, кто, где и когда обратился в территориальные органы.

Согласно этим данным по гражданам Украины с 1 января до 10 сентября 2014г.

5,5 тыс. человек обратились с ходатайством о предоставлении статуса беженца, при это всего
115 человек признаны беженцами;
160 тыс. человек подали заявление на временное убежище,
110 человек получили временное убежище.

Эти данные подтверждают наши оценки, поскольку сотрудники ФМС предлагали всем лицам, ищущим убежища, прибывшим из Украины, обращаться за временным убежищем.

Относительно остальных прибывших в Россию украинских гражданах можно предположить, что они, как и в предыдущие годы приехали в Россию работать, учиться или в гости родственникам.

Кроме того, наша оценка также косвенно подтверждается Постановлением правительства РФ от 22 июля 2014г. № 691 «Об утверждении распределения по субъектам РФ граждан Украины, прибывших на территорию РФ в экстренном массовом порядке». Пунктом 2 указанного постановления предлагается исходить из общего числа беженцев в 150 тыс. в 2014г.

Предоставление убежища.

Из приведенных данных видно, что гражданам Украины предоставляется, как правило, временное убежище, которое дается на один год, не дает никакой социальной защиты, хотя и дает право работать. Специальным Постановлением Правительства от 22 июля 2014г. № 690 процедура принятия решения о предоставлении убежища была упрощена и срок принятия решений был сокращен до 3-х дней.

Вначале временное убежище украинцы получали достаточно легко. Но с в июле 2014г в миграционных органах выросли огромные очереди, для подачи заявлений в Москве и Петербурге назначалось время в конце 2014г. и даже в первой половине 2015г.

Начались и отказы в предоставлении убежища на том основании, что люди прибыли из регионом, где не идут военные действия, или до их начала.

Более того, прием документов у граждан Украины в Москве, Московской области, Петербурге, Ростовской области, Крыму и Севастополе был прекращен полностью. Основанием для этого послужило это же Постановление № 691, согласно которому на эти субъекты РФ не была возложена обязанность по приему украинских беженцев. При этом, обращающимся заявляют, что в Москве «нет квот на предоставление убежища».

Такие действия, очевидно, противоречат Закону РФ «О беженцах» и Конвенции ООН 1951г. «О статусе беженца». Разумеется, государство имеет право распределять лиц, ищущих убежища по регионам. Однако никаких квот для них быть не может, и они должны иметь возможность обратиться за убежищем там, куда они прибыли. О приеме беженцев регионами можно говорить в плане их обеспечения государством крышей над головой, питанием и т.п., т.п.

Однако у нас есть украинские заявители, которым были предложены хорошо оплачиваемые рабочие места в Москве, они не оказались бы нагрузкой на российский бюджет, а принесли бы нашей стране и ее экономике большую пользу. Предлагать им отправиться в районы, где они не смогут найти себе применения, а поступят на государственное обеспечение, по меньшей мере, невыгодно для страны и негуманно по отношению к людям.

Какой смысл послать PR-менеджера или переводчика в далекую деревню, где им никогда не найти работу?

У многих украинских беженцев в России есть близкие родственники, которые готовы предоставить им приют на долгий срок. Есть случаи, когда дети приезжают к родителям, или престарелые родители к детям. Но перед ними встает альтернатива покинуть Москву или стать через три месяца иностранным гражданином, незаконно пребывающим на территории России.

Правовые льготы для лиц, ищущих убежища, из Украины

Как уже отмечалось, Правительство РФ сделало некоторые позитивные шаги в направлении некоторого облегчения легализации граждан Украины, ищущих убежища в России. Мы уже назвали Постановление Правительства РФ № 690, сократившим принятие решение о предоставлении временного убежища с 3 месяцев до 3-х дней, хотя и сохранившим обязательное медицинское обследование. Кроме того, совсем недавно было опубликовано Постановление Правительства от 2 сентября 2014г. № 856 о в выдаче разрешений на работу вне квот «для граждан Украины, прибывших на территорию РФ в экстренном массовом порядке».

Светлана Ганнушкина как член Правительственной комиссии по миграционной неоднократно предлагала разрешить гражданам Украины работать в России. Теперь как будто такое решение принято, однако четкое понимание того, как будет применяться указанное постановление: относится ли оно ко всем гражданам Украины или к такой невнятной категории как «прибывших в экстренном массовом порядке».

Разработаны и приняты также поправки в закон РФ «О гражданстве РФ», направленные на облегчение его получения, в первую очередь, гражданами Украины. Однако эти поправки пока еще не применяются на практике, а для того, чтобы ими воспользоваться, необходимо постоянно проживать в России.

Последние тенденции

В августе 2014г. ФМС России начала кампанию агитации украинских лиц, ищущих убежища, по привлечению их в Государственную программу добровольного переселения соотечественников в Россию. Эта программа, действующая с 2007г., не стала популярной среди бывших граждан СССР и не оправдала надежд российской власти по привлечению в Россию славянского населения. Причиной этой неудачи была исходная установка на решение за счет соотечественников проблем депрессивных районов России с отсутствующей инфраструктурой. Часто, приехав на место, люди убеждались в том, что для них не приготовлено ни жилья, ни рабочих мест, обещанных им при вступлении в программу. Региональные власти, отчитавшись в подготовке мест для переселенцев, отказываются принимать их. Единственное, что дает статус участника Госпрограммы, возможность быстро получить гражданство РФ. Но для этого необходимо не только приехать по направлению, но и получить на месте регистрацию по месту жительства. Эту регистрацию очень сложно получить, поскольку вновь прибывший житель либо снимает жилье, либо поселяется в общежитии. В обоих случаях он получает регистрацию по месту пребывания, т.е. временную регистрацию.

Руководство ФМС обещает внести в Закон «О гражданстве» изменения, в силу которых для приобретения гражданства участниками Госпрограммы в упрощенном порядке будет требоваться только регистрация по месту пребывания. Это было бы правильным и давно назревшим решением проблемы. В этом случае Госпрограмма стала бы долгосрочным решением для беженцев из Украины и для всех тех, кто стремится остаться в России навсегда.

Причины обращений украинских беженцев

Сотрудники Комитета «Гражданское содействие» в Москве и Сети «Миграция и Право» Правозащитного центра «Мемориал» ведут регулярный прием лиц, ищущих убежища, из Украины. Им разъясняется российское законодательство, их права и обязанности, правовые и практические последствия вступления в Госпрограмму. Заявителям помогают в получении медицинской помощи, устройстве детей в школу, получении документов.

Основные жалобы украинских беженцев следующие:
- невыдача свидетельства о предоставлении временного убежища из-за отсутствия бланков. Вместо документа государственного образца, удостоверяющего личность заявителя, выдается справка, которую не принимают ни в одном учреждении. Из 110 тыс. человек, которым было предоставлено временное убежище, только 64 тыс. получили свидетельство;
- сложность прохождения медицинского обследования для получения временного убежища. Обследование не делается бесплатно, беженцы вынуждены обращаться к врачам и платить за каждый визит;
- отсутствие возможности получить легальный статус в месте обращения (Москва, Петербург и т.д), несмотря на наличие работы и родственников;
- отказ в приеме детей в школу;
- отказ в постановке на патронажное обслуживание беременных женщин и детей;
- отказ в предоставлении убежища, в некоторых случаях судебное решение о выдворении, помещение в закрытые учреждения для иностранных граждан, недопуск в эти учреждения представителей общественных организаций;
- отсутствие жилья и средств существования.

В конкретных случаях представителям общественных организаций удается помочь беженцам из Украины, может быть, чаще, чем беженцам других потоков, поскольку государственные структуры так или иначе настроены на их поддержку и сотрудничество с неправительственными организациями. Однако системные проблемы общего характера не решаются достаточно эффективно, что связано с состоянием государственных институтов в целом.

В сентябре 2014г. наблюдается тенденция возвращения украинских беженцев на родину. Поэтому увеличилось число обращений за деньгами на билеты, в таких случаях наши сотрудники предпочитают сами заказывать билеты в авиа и железнодорожных компаниях.

Искать на Refworld

Темы