Последнее обновление: Пятница, 16 августа 2019, 05:47 GMT

Пропавшие без вести в Европе: правда еще должна быть сказана

Издатель Совет Европы: Комиссар по правам человека
Дата публикации 28 августа 2014
Цитировать как Совет Европы: Комиссар по правам человека, Пропавшие без вести в Европе: правда еще должна быть сказана, 28 августа 2014, доступ по следующему адресу: https://www.refworld.org.ru/docid/54b6824d4.html [последняя дата доступа 20 августа 2019]
ОговоркаДанный документ не является публикацией УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет за нее ответственности и не обязательно одобряет ее содержание. Мнения, изложенные в данной публикации, принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отображают взгляды УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или государств-членов.

Десятки тысяч людей остаются пропавшими без вести и по-прежнему не дают покоя Европе десятилетия спустя после падения диктатур и окончания вооруженных конфликтов. Так, Испании еще предстоит примириться со своим прошлым и выяснить судьбу более чем 150 000 человек, которые пропали без вести в результате испанской гражданской войны и диктатуры Франко. Около 20 000 лиц остаются пропавшими без вести после вооруженных конфликтов на Кипре, в бывшей Югославии и на Северном и Южном Кавказе. Сотни насильственных исчезновений были задокументированы в Турции, в частности после военного переворота 1980 года, а также в начале 1990-х годов, в основном в юго-восточной части страны; многие из этих случаев до сих пор остаются не выяснены. Из 16 человек, о которых сообщалось, что они пропали во время конфликтов в Северной Ирландии, судьба 7 человек по-прежнему не установлена. В то время как эти дела остаются нераскрытыми, поступают сообщения о новых случаях насильственного исчезновения во время нынешнего конфликта в Украине.

30 августа - Международный день жертв насильственных исчезновений - это тот день, когда необходимо не только задуматься об этих случаях, но и вновь заявить о нашей приверженности преодолеть остающиеся препятствия в установлении судьбы пропавших без вести. Тысячи семей живут в страданиях, ожидая и надеясь узнать правду о своих близких.

Испытания для семей пропавших без вести

Семьи пропавших без вести часто сталкиваются с серьезными препятствиями в доступе к социальным и экономическим правам, в том числе и к социальным пособиям и пенсиям. Этот вопрос имеет также и гендерный аспект, поскольку большинство пропавших без вести - это мужчины. Дискриминационные законы иногда делают невозможным получение женщинами доступа к семейному имуществу, что подрывает их усилия по заботе о своих семьях в одиночку. Меры по предоставлению компенсации семьям пропавших без вести имеют единичный характер или отсутствуют вообще. Исчезновение близких - это тяжелый эмоциональный удар, глубокая травма, даже если, в конце концов, правда была установлена. Предоставление долгосрочной психологической и психосоциальной помощи семьям пропавших без вести имеет важнейшее значение на пути преодоления ими эмоциональной боли.

Государства несут позитивные обязательства в области прав человека

Государства обязаны проводить эффективные расследования и предоставлять семьям информацию о судьбе пропавших без вести в результате применения силы, в том числе в ходе вооруженных конфликтов. Эти обязательства вытекают из Женевских конвенций и Европейской конвенции о защите прав человека (ЕКПЧ). Как подчеркнуто в Руководящих принципах Комитета министров Совета Европы 2011 года об искоренении безнаказанности за серьезные нарушения прав человека, государства безусловно обязаны расследовать дела, которые касаются, в частности, статьи 2 ЕКПЧ, где предусматривается обязанность государств обеспечивать право каждого человека на жизнь. Государства также связаны и статьей 3 ЕКПЧ, в которой предусматривается, что никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию. Европейский суд по правам человека по многим делам заявлял, что страдание семей пропавших без вести, вызванное молчанием властей, представляет собой бесчеловечное обращение.

Кроме того, на основании Международной конвенции для защиты всех лиц от насильственных исчезновений государства несут ответственность за борьбу с безнаказанностью в случае такого преступления, как насильственное исчезновение, а также за предупреждение новых случаев насильственных исчезновений и за обеспечение права на правду и компенсацию семьям. В соответствии с Резолюцией 1956 (2013) о пропавших без вести в результате конфликтов в Европе, Парламентская Ассамблея Совета Европы призвала государства-члены присоединиться к этой Конвенции, которая до настоящего момента ратифицирована лишь 14 странами региона.

Основные препятствия в соблюдении стандартов в области защиты прав человека

Значительный прогресс был проделан в решении дел пропавших без вести на Кипре и в регионе бывшей Югославии. Однако этого еще не сделано в Армении, Азербайджане, Грузии и Российской Федерации. Отсутствие политической воли представляется одной из основных причин медленного продвижения вперед в установлении судьбы пропавших без вести лиц в Европе. Дополнительными препятствиями являются ограниченные национальные возможности и недостаток квалифицированных судебно-медицинских экспертов в рассматриваемых странах, что усугубляется экономическими ограничениями в связи с дорогостоящим процессом идентификации по ДНК. Кроме того, необходимая информация о новых местах захоронения часто недоступна либо из-за страха свидетелей дать показания, либо из-за отсутствия сотрудничества между бывшими враждующими сторонами.

Рабочая группа ООН по насильственным или недобровольным исчезновениям выразила свою озабоченность в отношении безопасности правозащитников и адвокатов, работающих по делам о насильственном исчезновении, которые часто становятся объектами угроз, запугивания и репрессий. Отмечались также случаи безнаказанности, в частности, путем применения законов об амнистии, которые препятствуют проведению расследования преступлений, связанных с насильственными исчезновениями.

В Испании считается, что закон об амнистии 1977 года препятствует любому расследованию судьбы лиц, которые пропали без вести в период 1936-1975 годов. Неэффективное судопроизводство часто мешает усилиям, направленным на то, чтобы пролить свет на случаи насильственных исчезновений. В Турции ограничительные нормы вызвали дополнительные проблемы в последние годы, в то время как судьба многих пропавших без вести все еще не выяснена. В моем диалоге с грузинскими властями я подчеркнул необходимость проведения эффективного расследования по делам о пропавших без вести с целью выяснения их судьбы и обеспечения ответственности тех, кто совершил такие акты, в том числе и сотрудников правоохранительных органов.

Необходимые меры

Парламентская Ассамблея Совета Европы перечислила пять приоритетов, которыми должны руководствоваться государства-члены и фактические власти в Европе: во-первых, необходимо, чтобы семьи пропавших без вести были в центре всех действий, касающихся пропавших без вести лиц, в частности, путем проведения многодисциплинарной оценки их потребностей.

Во-вторых, необходимо создать эффективные национальные законодательные рамки. Государства-члены, в частности, должны обеспечивать, чтобы такое уголовное преступление, как насильственное исчезновение, было включено в национальное законодательство, и чтобы лица, совершающие такие акты, не подпадали под амнистию или аналогичные меры, которые могут освободить их от уголовной ответственности и санкций.

В-третьих, необходимо поддерживать функционирование национальных и региональных механизмов, работающих по пропавшим без вести лицам, и обеспечивать независимость и беспристрастность таких механизмов. Неправительственные организации должны быть также вовлечены, а их усилия поддержаны , ибо они играют важную роль в этой области, работая по делам о пропавших без вести и оказывая поддержку семьям.

В-четвертых, информацию о пропавших без вести лицах должны собирать, защищать и координировать специализированные национальные органы власти, которые могут обеспечить установление личности, места, судьбы и обстоятельств исчезновения без вести, и сделать так, чтобы подобная информация законным образом была доступна для заинтересованных лиц.

Наконец, заинтересованные европейские государства должны принимать все необходимые меры для поднятия уровня квалификации в сфере управления, идентификации и извлечения останков тел пропавших без вести.

Помимо этого, государства должны предоставить национальным и региональным институциям и международным организациям, которые работают по пропавшим без вести лицам, необходимые финансовые и человеческие ресурсы таким образом, чтобы они могли продолжить и завершить свою важную работу в этой области.

Все это - шаги, имеющие важнейшее значение. Ратификация и внедрение европейскими государствами Международной конвенции для защиты всех лиц от насильственных исчезновений стало бы дополнительным шагом в правильном направлении.

С течением времени выявление и идентификация останков становится все труднее. При этом опыт подсказывает, что со временем этот вопрос сам собой не исчезнет. Мы должны действовать сейчас, и это мы обязаны сделать во имя памяти жертв и их семей, которым необходимо узнать правду.

Искать на Refworld