Армения: Карабахское мирное урегулирование после аннексии Крыма представляется более эфемерным

Эскалация конфронтации между Россией и Западом в результате присоединения Крыма к РФ придает характер полной неопределенности давно предпринимаемым международным сообществом попыткам положить конец нагорно-карабахскому конфликту. Аналитики в Ереване полагают, что это противостояние не сулит ничего хорошего совместному американо-российскому посредничеству в мирных армяно-азербайджанских переговорах, считающемуся принципиально важным для достижения компромиссного решения.

Зарождение кризиса на Украине в конце прошлого года совпало по времени с возобновлением усилий в деле карабахского урегулирования со стороны посредников от США, России и Франции, действующих под эгидой Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В ноябре 2013 года посредники добились встречи между президентом Армении Сержем Саргсяном и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в Вене - первой за почти два года.

Оба лидера дали скорее позитивную оценку состоявшихся в Вене переговоров и пообещали встретиться вновь в начале этого года. В последующие месяцы трое сопредседателей Минской группы предпринимали активные дипломатические усилия, надеясь организовать в феврале встречу на высшем уровне. Однако проведение ее было отложено на неопределенный срок январским кровавым всплеском нарушений режима прекращения огня в зоне конфликта и последовавшим за этим обменом взаимных обвинений между враждующими сторонами. По завершению серии переговоров с главами МИД Армении и Азербайджана 11 марта тройка посредников не назвала даты предстоящего саммита. 19 марта американский сопредседатель Джеймс Уорлик написал в Твиттере, что «ожидает встречи с президентами и [министрами иностранных дел] Армении и Азербайджана» на полях саммита по ядерной безопасности, который должен пройти 23-25 марта в Гааге. Неясно, имел ли он в виду присутствие посредников при встрече между Алиевым и Саргсяном или же отдельные встречи с двумя главами государств.

Прошедший 16 марта в Крыму референдум о вхождении в состав России, названный международным сообществом незаконным, судя по всему, практически никак не повлиял на позицию Джеймса Уорлика. В день референдума он написал в Твиттере, что «мирное нагорно-карабахское урегулирование» является сферой, в которой США и Россия «могут продолжить совместную работу», несмотря на свои разногласия по Украине.

В подзаголовке он однако приписал, что эти записи не представляют «ничего официального, просто мои размышления».

Правда в условиях, когда США и ЕС вводят санкции в отношении высокопоставленных должностных лиц РФ и грозят Москве принятием более суровых карательных мер, армянские стратеги подвергают сомнению неофициальный оптимизм Уорлика.

«Не могу себе представить, как после случившегося на Украине Россия с Америкой собираются работать вместе по Карабаху», - говорит старший аналитик ереванского аналитического фонда «Цивилитас» Татул Акопян. «Времена холодной войны возвращаются, и им будет трудно достичь решения», - добавляет аналитик, немало писавший по карабахскому вопросу.

«Если США и Россия столкнутся по фундаментальным вопросам, это определенно окажет свое воздействие и на другие проблемы, такие как Карабах», - разделяет это мнение Степан Григорян, возглавляющий ереванский Аналитический центр глобализации и регионального сотрудничества. По его словам, само существование Минской группы окажется «под вопросом», если западные страны пойдут по пути ужесточения экономических санкций в отношении России.

Армения тоже может оказаться на ножах с Западом. 19 марта президент Саргсян позвонил президенту РФ Владимиру Путину, поддержав, по сути, отделение Крыма от Украины. Как отмечается в отчете о состоявшемся телефонном разговоре, распространенном пресс-службой президента Армении, главы государств сошлись во мнении, что этот акт стал «еще одним примером реализации права наций на самоопределение».

Этот рискованный шаг Сержа Саргсяна согласуется с принятым им в августе прошлого года неожиданным решением, широко приписываемым сильному российскому давлению, о вступлении Армении в возглавляемый Россией Таможенный союз. Он также стал признаком того, что Ереван надеется воспользоваться новым ударом, нанесенным аннексией Крыма по принципу территориальной целостности государств, за который ратует в карабахском конфликте Азербайджан. В ответ на просьбу государственного телевидения 17 марта прокомментировать последствия украинского кризиса для Нагорного Карабаха, министр иностранных дел Армении Эдуард Налбандян подчеркнул «главенство права карабахского народа решить свою судьбу в собственной стране».

Поддерживаемое Арменией де-факто руководство Карабаха пошло еще дальше, организовав 18 марта в столице Нагорного Карабаха Степанакерте публичное празднование по случаю спорного крымского референдума. В совместном заявлении, распространенном политическими группировками, представленными в местном законодательном органе власти, говорилось, что отделение черноморского региона устанавливает еще один позитивный прецедент для карабахского урегулирования.

Независимые же аналитики в Ереване отрицают наличие каких-либо параллелей между Крымом и Карабахом, утверждая, что карабахские армяне покончили с азербайджанским правлением гораздо более легитимным образом. «Случившееся в Крыму было классической аннексией, а не самоопределением, - говорит Степан Григорян. - Сравнение Крыма с Карабахом, на мой взгляд, является оскорблением для армянского народа».

И Степан Григорян, и Татул Акопян также утверждают, что крымский прецедент вряд ли изменит суть карабахских предложений стран-посредников. Различные планы мирного урегулирования, предлагавшиеся с 1998 года, не предусматривали возвращения Карабаха под контроль Азербайджана, призывая к освобождению подконтрольных Армении районов вокруг спорной территории на территории собственно Азербайджана.

Неоднократные совместные заявления президентов США, РФ и Франции предлагали «будущее определение окончательного правового статуса Нагорного Карабаха путем юридически обязывающего волеизъявления».

По состоянию на данный момент Азербайджан и Армения пока не сумели прийти к соглашению по поводу временных рамок и других практических вопросов такого референдума.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.