В Армении визит министра иностранных дел Турции считают «пиар-акцией»

12 декабря министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу посетил Армению с визитом, который Анкара охарактеризовала как попытку дать новый толчок процессу нормализации отношений между двумя странами. Однако многие в Ереване сочли, что этот визит был призван помешать Армении добиться международного признания геноцидом массового убийства армян в Османской Турции в 1915 году.

Ахмет Давутоглу стал первым высокопоставленным должностным лицом Турции, ступившим на землю Армении после подписания рамочного соглашения о нормализации отношений между двумя государствами в 2009 году. Ни турецкий, ни армянский парламенты так и не ратифицировали означенные протоколы. Обе стороны возлагают друг на друга вину за срыв попытки примирения.

После нескольких лет бездействия, эта тема недавно вновь возникла на дипломатической повестке дня Турции. По словам Ахмета Давутоглу, его решение принять участие в работе ереванского саммита глав внешнеполитических ведомств стран Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) было продиктовано стремлением способствовать установлению мира в Закавказье.

Выступая перед журналистами, министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян подчеркнул, что нормализация двусторонних отношений возможна только «без всяких предварительных условий», имея в виду выдвинутые прежде Анкарой требования о возврате Арменией Азербайджану оккупированных территорий вокруг Нагорного Карабаха. 12 декабря в кулуарах саммита ОЧЭС состоялась двусторонняя встреча глав МИД двух государств.

В преддверие официальных заявлений о состоявшихся двусторонних консультациях армянские аналитики склонны с пессимизмом смотреть на состоявшийся визит, полагая наличие у Ахмета Давутоглу «неискренних намерений».

«Турция сейчас прилагает все силы, чтобы втереть очки международному сообществу и представить дело так, как будто в вопросе о нормализации армяно-турецких отношений наметился определенный прогресс, чтобы использовать это в качестве средства для нейтрализации процесса признания геноцида до наступления 2015 года», - утверждает политолог Ара Папян, возглавляющий армянский аналитический центр «Модус Вивенди», специализирующийся на армяно-турецких отношениях.

Ара Папян, занимавший пост посла Армении в Канаде до начала эпохи «футбольной дипломатии» с Турцией в 2008 году, приводит мнение друзей в дипломатических кругах, которые, по его словам, предостерегали его насчет признания геноцида до тех пор, пока на чашу весов положен процесс нормализации отношений. «Теперь Ахмет Давутоглу пытается подкрепить это впечатление», - утверждает Ара Папян.

Депутат от правящей Республиканской партии Армении Ованнес Саакян полагает, что если Турция была бы искренней насчет возобновления процесса оздоровления отношений, то накануне визита Ахмета Давутоглу до Армении было бы доведено «соответствующее послание».

В последние месяцы позиция правительства Армении по вопросу нормализации отношений, судя по всему, ужесточилась. Так, например, в прошлом июле впервые один из должностных лиц высокого ранга, а именно тогдашний генеральный прокурор республики Агван Овсепян, потребовал, чтобы Турция заплатила материальную компенсацию наследникам жертв массовых убийств и еще «вернула» самой Армении участки пограничной территории в восточной Турции. МИД Турции отнесся негативно к обеим этим идеям.

Правительству Армении приходится работать в условиях серьезного политического давления, напоминанием о котором стал утренний пикет у здания отеля «Мариотт» в Ереване, где проходил саммит ОЧЭС, в ходе которого сотни молодых националистов с плакатами «Признание!» в руках, скандирующие «Позор!», выражали протест против присутствия министра Давутоглу на заседании.

Как полагают, Ахмет Давутоглу с министром иностранных дел Армении Эдвардом Налбандяном и сонмом телохранителей вошел в здание отеля через черный вход.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.