Кыргызстан: Мусульманские НПО пытаются найти нишу в системе гражданского общества

Теплым осенним днем начала ноября пешеходы в центре Бишкека могли наблюдать необычное зрелище: полтысячи мусульманских активисток в хиджабах, направляющихся на велосипедах в государственную больницу для сдачи донорской крови. «Прохожие были просто в шоке, - смеется Жамал Фронтбек кызы, общественное движение которой «Мутакалим» являлось одним из организаторов этого мероприятия. - Мы хотели разрушить стереотипы. Мы хотели сделать что-то полезное для людей».

Общественное объединение «Мутакалим» проводит дискуссии о роли женщины в исламе, организует для мусульманок курсы по укреплению уверенности в себе и выступает за право мусульманок носить головной убор в учебных заведениях. Общественные организации, занимающиеся подобными задачами исламского направления, оказались в самой гуще порой весьма непростой полемики о роли ислама в стране, где многие организации гражданского общества активно отстаивают светскую модель государственности - советское наследие в республике с давними исламскими культурными традициями. «Мутакалим», другие общественные организации и их более светские собратья принимают участие в «круглых столах» и конференциях, но зачастую оказываются по разные стороны разворачивающейся в обществе ожесточенной полемики вроде недавней дискуссии о половом воспитании.

По данным Государственной комиссии по делам религий, число зарегистрированных мусульманских организаций и религиозных учебных заведений в республике за последние 13 лет удвоилось, достигнув более 2 тысяч. Мало от кого укрылся тот факт, что все больше и больше людей возносят молитву в общественных местах на таких религиозных праздниках, как Курбан айт. По мнению многих, в республике быстрыми темпами растет число кыргызов, на регулярной основе соблюдающих каноны ислама.

Вскоре после «велопробега» 5 ноября разделы комментариев популярных электронных СМИ Кыргызстана запестрели мнениями на эту тему: местные пользователи сети активно хвалили и ругали состоявшееся мероприятие. На взгляд некоторых аналитиков, таких как руководитель кафедры международной и сравнительной политики Американского университета в Центральной Азии Медет Тюлегенов, организации, подобные возглавляемой Жамал Фронтбек кызы, пытаются позиционировать себя в обществе неким «мостиком». Неясно только, куда ведет этот мостик.

«Они пытаются послать сигнал обществу в целом или правительству? Пожалуй, они пытаются сказать властям: «Смотрите, этот процесс [распространения религиозных верований] в любом случае происходит, так что вам следует работать с такими прогрессивными организациями, как мы, пока на наше место не пришли менее прогрессивные», - сказал Медет Тюлегенов EurasiaNet.org. [От редактора: прежде Медет Тюлегенов являлся исполнительным директором Фонда «Сорос-Кыргызстан», входящего в сеть Фондов Сороса. EurasiaNet.org функционирует под эгидой нью-йоркского Фонда «Открытое Общество», являющегося составной частью сети Сороса].

Руководительница организации «Мутакалим» подвергается в некоторых слоях общества критике за свое решительное выступление в поддержку права школьниц на ношение хиджаба в учебных заведениях. За это право выступает также ряд видных правозащитников, в школах же страны между тем фактически царит запрет на ношение мусульманского платка.

В целом гражданское общество Кыргызстана по-прежнему остается зависимым от содействия извне. По словам Жамал Фронтбек кызы, ее небольшое объединение финансируется за счет частных пожертвований отечественных предпринимателей, и еще она бы приветствовала вклады со стороны правительств зарубежных мусульманских стран. Консервативные и националистические политики обвиняют многие организации, занимающиеся продвижением принципа верховенства закона, говоря, что те являются агентами влияния Запада, а Фронтбек кызы сетует, что люди называют ее «защитницей арабской культуры».

«Некоторые люди испытывают ностальгию по Советскому Союзу, - объясняет она. - Они сетуют, что раньше девушки носили в волосах ленты, а теперь носят хиджабы, и начинают давать нам советы».

По словам Салтанат Мусуралиевой из общественного объединения «Хадисы» - названного так в честь канонических изречений пророка Мухаммеда - нужны организации, которые могли бы достучаться до порой изолированных религиозных общин страны. Несколько лет назад организация «Хадисы» в сотрудничестве со Всемирным фондом борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией работала над повышением информированности в обществе о ВИЧ и СПИДе. Однако такие возможности, по словам Салтанат Мусуралиевой, которая сама является мусульманкой, а по образованию врачом, возникают не часто.

«Мы назвали свою организацию «Хадисы»…, потому что нашей целевой аудиторией являются мусульманские верующие. Конечно, многие доноры и местные общественные организации немного пугаются при виде арабского названия», - говорит она.

Как отмечает Динара Ошурахунова, возглавляющая коалицию «За демократию и гражданское общество», бытует ошибочное представление, что религиозные и светские организации находятся в вечном противостоянии друг с другом. Правозащитники, не принадлежащие к религиозным объединениям, были одними из первых, кто встал на защиту прав верующих на исповедование своей веры после столкновения, имевшего место между властями и правоверными мусульманами в городе Ноокат на юге страны в 2008 году, вспоминает она. Если между исламскими и светскими организациями гражданского общества и существуют противоречия, то они являются «делом рук амбициозных политиков, использующих религию и религиозные организации в своих целях», уверена она.

Глава общественного движения «Мутакалим» Жамал Фронтбек кызы отдает должное руководимой Динарой Ошурахуновой коалиции и подобным организациям за их защиту права на ношение хиджаба в школах, занимая при этом непреклонную позицию по отношению к авторам брошюр о половом воспитании, вызвавших бурную полемику в обществе. Эти брошюры, издаваемые Альянсом по репродуктивному здоровью при финансовой поддержке ООН и немецкого правительства, отвечают на вопросы школьников о сексуальных отношениях, половом созревании и подростковом возрасте. По западным меркам, эти брошюры, не содержащие никаких фотографий обнаженных частей тела и графических изображений, являются совершенно невинными.

Взгляды Жамал Фронтбек кызы подчеркивают проблемы, связанные с работой по сближению позиций представителей религиозного и светского сообщества. «Они тупо перенесли их [брошюры] из либеральной Голландии на такую страну, как Кыргызстан, без всякого учета местной культуры и менталитета, - сказала она EurasiaNet.org. - Того, кто это сделал, следует посадить в тюрьму».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.