Центральноазиатским мигрантам из черного списка, достигшего более 600 тыс. человек, отказывают во въезде в Россию

Это второй самый страшный кошмар центральноазиатских трудовых мигрантов (первым в списке обычно идет встреча со склонными к насилию русскими шовинистами): по прибытии в Россию сотрудник иммиграционной службы холодно изучает поданный на проверку паспорт. Затем вспыхивает красная лампочка, появляются два пограничника и уводят несостоявшегося мигранта прочь. Выявлен еще один из черного списка.

Миллионы жителей Центральной Азии - главным образом из Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана - ежегодно отправляются в Россию на заработки. Экономика их родной страны зависит от денежных переводов трудовых мигрантов. Между тем Москва уступает опасениям в связи с бесконтрольной миграцией, хотя демографическая ситуация в России обещает нехватку рабочих рук не в очень отдаленной перспективе. Эти опасения заставляют российских чиновников закрывать повторный въезд в страну для сотен тысяч мигрантов по причине совершения ими нарушений вроде отсутствия разрешения на работу или непрохождения регистрации по прибытии (большинству гражданам постсоветских государств не требуется виза для въезда на территорию РФ).

За последний год российские власти довели черный список Федеральной миграционной службы (ФМС) до более 600 тысяч иностранцев, главным образом жителей бывших советских республик, сообщил в феврале глава миграционного ведомства. По словам кыргызских властей, это число быстро растет и теперь включает в себя 60 тысяч граждан Кыргызстана (в каждый конкретный момент времени в России на заработках находится от 600 тысяч до миллиона жителей КР).

Проблема состоит в том, что мало кто из потенциальных мигрантов знает, что фигурирует в этом списке.

По словам 22-летнего строительного рабочего из Оша Айбека, в декабре ему отказали во въезде в одном из московских аэропортов. Тамошний офицер сообщил ему, что в том же году он нарушил правила проживания на территории РФ. Айбек потерял не только деньги, потраченные на билет, и не только деньги, которые был вынужден занять, чтобы тут же вернуться самолетом домой, но и потенциальную зарплату. «Последние два месяца я ищу работу, сыскать которую в Кыргызстане непросто. Если бы я заработал достаточно денег [в России], я мог бы содержать родителей и начать откладывать на свадьбу, которую сейчас не в состоянии себе позволить», - рассказал молодой человек EurasiaNet.org. Он отказался назвать свою фамилию, потому что надеется когда-нибудь вернуться в Россию.

По утверждению Айбека, он всегда платил все сборы за постановку на регистрационный учет в Москве. «Может быть, хозяин квартиры обманул и не заплатил за оформление на меня документов, как было договорено», - предполагает Айбек.

Черный список все больше беспокоит представителей бедных семей на юге Кыргызстана, говорит Мээрим Досмуратова из ошской общественной организации «Интербилим», помогающей информировать мигрантов об их законных правах.

«Бедным безработным людям трудно отдать 15 тысяч сомов [порядка 275 долларов] на приобретение билета в один конец [в Россию]. И если им отказывают во въезде или депортируют, им приходится покупать обратный билет обратно на родину. Так что их семьи терпят гигантские финансовые потери», - рассказала EurasiaNet.org Мээрим Досмуратова, добавив, что для многих семей из сельской местности трудовой мигрант является главным кормильцем. Для сравнения: школьный учитель в Оше зарабатывает в месяц около 5800 сомов (порядка 106 долларов).

ФМС разместила свой список в сети Интернет, но многие жители сельской местности Кыргызстана не имеют доступа к глобальной Сети и знать не знают об этом списке, пока не пересекут границу России и не зажжется красная лампочка.

«При продаже билетов нашим клиентам мы проверяем их имена на сайте», - говорит представитель частной билетной кассы в городе Ош. И все же многих эта система не выявляет, признает она.

Дипломаты Кыргызстана в Москве видят в черном списке одно из проявлений широкой кампании, направленной на сокращение количества выходцев из Центральной Азии на территории России. В последние годы приток центральноазиатских гастарбайтеров сопровождался ростом ксенофобии среди российского населения, которому не нравится такое изменение демографической тенденции, особенно в городах, таких как Москва и Петербург. «Негативное восприятие возникло благодаря большому притоку мигрантов, способствующему сокращению российского рынка [труда] и росту безработицы, - сказала EurasiaNet.org официальный представитель посольства КР в Москве Айымкан Кулукеева. - Помимо всего прочего, иммигранты из Центральной Азии […] не говорят по-русски и игнорирует основные правила поведения, не говоря уже об уважении культуры и традиций местного населения».

Другие полагают, что черный список используется Москвой в качестве рычага воздействия: российское руководство пытается загнать колеблющийся Кыргызстан в Таможенный союз с Беларусью и Казахстаном.

«Это нажим на нашу страну, которую тянут в пагубные экономико-политические союзы, такие как Таможенный союз», - сказал EurasiaNet.org оппозиционный депутат КР Равшан Джээнбеков.

Кыргызстан не торопится вступать в союз. Поэтому Россия и оказывает психологическое воздействие и, возможно, пытается дестабилизировать ситуацию в стране, добавляет депутат. Он опасается, что Кремль «изобретет какую-нибудь проблему, чтобы затащить нас с союз».

Хотя возглавляемый Путиным Кремль продемонстрировал (последний раз на Украине), что не задумываясь применит асимметричные меры, дабы сохранить свое влияние на бывших советских вассалов, российские чиновники утверждают, что их главный приоритет состоит в реформировании миграции и защите российской экономики.

«Из-за замедления темпов роста глобальной экономики и негативных тенденций в российской экономике сегодня нет необходимости в таком количестве трудовых мигрантов, - сказал советник Госдумы РФ по вопросам миграционной политики Бахром Исмаилов, подтвердив, что Москва расширяет черный список. - Кроме того, в предстоящие годы в Российской Федерации ожидается рост уровня безработицы».

Исходя из этой логики, если санкции Запада из-за захвата Москвой территории Крыма начнут негативно сказываться на России, то центральноазиатские мигранты могут ожидать дальнейшего расширения черного списка.

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.