Турция: Парламентские выборы дают этническим армянам голос в политике

По результатам прошедших в Турции 7 июня выборов Партия справедливости и развития (ПСР) президента Реджепа Тайипа Эрдогана не смогла получить большинство в законодательном органе страны. Кроме того в результате голосования в парламенте прибавилось демографического разнообразия: победу на выборах трех этнических армян называют важных прорывом для страны в ее нелегких отношениях с армянским меньшинством.

C момента установления в Турции светской республики в 1923 году сократилась численность населения всех немусульманских меньшинств страны. Несмотря на события 1915 года, когда сотни тысяч этнических армян были убиты, изгнаны или вынуждены бежать из Османской Турции, армянское меньшинство остается крупнейшим в республике. Предполагается, что в стране живет около 70 тыс этнических армян, большинство которых проживает в Стамбуле.

Тем не менее, эти люди не были представлены в 550-местном законодательном органе страны, что являлось одним из наиболее очевидных признаков наличия «стеклянного потолка» - невидимых препятствий для продвижения по службе для немусульманских меньшинств. Теперь, на фоне призывов со стороны части населения Турции к построению более инклюзивного общества, этот потолок начинает давать трещины. В результате замалчивавшиеся и иными способами игнорировавшиеся вопросы, возможно, вскоре приобретут насущность в турецкой политике.

«Я армянин, который желает, чтобы Турция посмотрела правде в глаза в отношении своего прошлого и построила равноправное общество, - заявил перед выборами Гаро Пайлан (Garo Paylan), затем избранный в парламент от про-курдской Народно-демократической партии (НДП). - Мы не хотим больше ждать. Поэтому я иду в парламент, чтобы изменить эту ситуацию».

По мнению Пайлана, которому сейчас 42 года, ключевым элементом перемен является признание Турцией событий 1915 года. Армяне настаивают, что турецкие войска во времена Османской империи совершили геноцид против армянского народа. Пока турецкие власти неизменно и решительно отрицали, что трагические события 1915 года являются геноцидом.

«В парламенте нет депутатов, говорящих, что имел место геноцид, - заявил Пайлан, говоря о событиях 1915 года. - А я говорю, и буду говорить, и прошу все общество признать произошедшее геноцидом. Мы должны посмотреть правде в глаза в вопросе об этих преступлениях, чтобы они больше не повторились».

До последнего времени мало кто решался даже произнести на публике слово геноцид, так как это могло обернуться неприятностями.

Выбор Пайлана в качестве кандидата от про-курдской НДП кое-кого удивил. Кроме Пайлана партия выдвинула еще двух кандидатов армянского происхождения, но выиграл на выборах только он. Стратегия партии заключалась в выходе за рамки своего традиционно курдского электората и агитации на платформе плюрализма и демократии. Партия также выдвинула ЛГБТ-кандидата цыганского происхождения, который проиграл на выборах, и ассирийского христианина, который был переизбран.

Но больше всех удивила Республиканская народная партия (РНП), политическая наследница основателя Турции Кемаля Ататюрка, объявившая, что ее список кандидатов в депутаты от Стамбула возглавит этническая армянка Селина Доган (Selina Doğan), адвокат чуть младше 40 лет. Левоцентристская РНП имеет сильные националистические корни и проповедовала политику государственного контроля над экономикой. При прошлых правительствах партия имела отношение к некоторым из самых неприглядных примеров нарушения прав немусульманских меньшинств.

Поставив Доган во главе списка кандидатов, партия гарантировала ей избрание, что, по замыслу лидеров партии, должно было наглядно продемонстрировать происходящие в партии перемены. Доган признала, что ее кандидатура столкнулась с некоторым сопротивлением внутри партии, но после личного вмешательства лидера РНП Кемаля Киличдароглу (Kemal Kılıçdaroğlu) оно быстро стихло.

Одним из приоритетов Доган является борьба с предрассудками. «Мы все еще не чувствуем себя равными в правах. Нет, это не ощущение, это правда - мы все еще не равны в правах», - сказала она EurasiaNet.org. Доган заявила, что дискриминация мешает карьерному росту граждан-немусульман в государственных структурах, и пообещала бороться с таким «менталитетом». Она отказалась ответить на вопрос, подвергалась ли она сама подобной дискриминации.

Етварт Данзикян (Yetvart Danzikyan), редактор стамбульской двуязычной турецко-армянской газеты «Агос», считает факт избрания кандидатов армянского происхождения «признаком перемен», но отмечает, что «многие проблемы все еще остаются».

«Например, нет такого закона, но на деле армяне, евреи и греки не могут стать судьями, офицерами или полицейскими», - заявил он.

Пайлан и Доган также утверждают, что в государственных учреждениях по-прежнему де-факто существует запрет на прием на работу лиц, не являющихся мусульманами. Но другой избранный в парламент армянин не согласен с этим утверждением.

«Сейчас, в этот момент, в Турции не осталось ни одного места, в которое был бы заказан путь армянину или представителю любой другой религии», - заявил Маркар Есаян (Markar Esayan), избранный от Партии справедливости и развития (ПСР) президента Эрдогана.

Есаян, обозреватель газеты Yeni Safak, выступающей в поддержку ПСР, настаивает, что дискриминация, с которой сталкивался он сам и другие немусульмане, является проявлением того, что он называет «светским фашизм». Он утверждает, что за 13 лет правления ПСР подобной дискриминации был положен конец, и называет ПСР «самой революционной партией» за последние сто лет.

ПСР - разрешившая вернуть прежним владельцам около ста из тысяч объектов, конфискованных турецким государством у немусульманских меньшинств - после неудачной попытки обеспечить большинство в парламенте на состоявшихся 7 июня выборах с трудом пытается договориться с конкурентами о создании правительственной коалиции.

По мнению будущего депутата Пайлана, выборы восстановили право этнических армян на голос в политике. «В [стамбульском районе] Ешилькёй у нас было кладбище, на котором покоились наши отцы и деды, и мы не могли задать вопрос: «Почему вы отнимаете наши кладбища [под застройку]?» Мы не могли даже задать вопрос на эту тему», - рассказал он.

«Теперь мы задаем эти вопросы, у нас есть голос, и нас поддерживают курды и турки, - продолжил он. - Это огромные перемены».

Отказ от ответственности:

Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.